Надежды на президента Медведева не оправдались, считает Михаил Ходорковский

Силовая бюрократия саботирует модернизацию Дмитрия Медведева, констатировал в последнем слове Михаил Ходорковский, пример тому – процесс над ЮКОСом. Ходорковскому просто не видно из сизо, что происходит в стране, возражают в «Единой России»
Reuters

Россия находится под властью бюрократии, которая саботирует реформы и лишает страну перспективы развития, заявил вчера Михаил Ходорковский, выступая в Хамовническом суде с последним словом. «Силовая бюрократия может все. Права частной собственности нет. Будучи даже закрепленными в законе, права не защищаются судом, потому что суд либо тоже боится, либо является частью системы <...> Кто будет модернизировать экономику? Прокуроры? Милиционеры? Чекисты? Такую модернизацию уже пробовали – не получилось».

По словам Ходорковского, с приходом нового президента у многих вновь появилась надежда, что Россия все же станет современной страной с развитым гражданским обществом. Но «люди, называющие себя патриотами, отчаянно сопротивляются любому изменению, ограничивающему их кормушки и вседозволенность», достаточно вспомнить судьбу поправки в статью 108 УПК, вводящей запрет на аресты предпринимателей. Модернизация страны невозможна до тех пор, пока в России не будет создано действительно правовое государство, считает Ходорковский, справедливые и понятные законы, а также независимые суды, «которые дадут этим законам жизнь, а не место на пыльной полке».

От того, какое решение будет вынесено по второму делу ЮКОСа, зависит не только судьба его и Платона Лебедева, а надежда для миллионов сограждан на то, что Россия превратится в правовое государство, считает Ходорковский, которого суд не освободил из-под ареста, несмотря на инициированный президентом запрет сажать предпринимателей.

В апреле вступили в силу президентские поправки, направленные на гуманизацию уголовного наказания за экономические преступления. Претерпела изменения и статья «Легализация денежных средств», которую инкриминируют Ходорковскому и Лебедеву. В ней появился обязательный признак: целью легализации должно быть «придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами». Но это никак не изменило судебную практику по таким делам, говорит адвокат Владимир Жеребенков: обязательный признак описан расплывчато, и суды трактуют его по своему усмотрению, т. е., как правило, в пользу следствия. Также было смягчено и наказание за легализацию: грозящий Ходорковскому и Лебедеву максимальный срок снизился с 20 до 15 лет.

Председатель общественного совета при президиуме генсовета «Единой России» Алексей Чеснаков не согласен с тезисами Ходорковского о роли бюрократии. Ходорковский просто не в достаточной степени владеет информацией, считает он, «сложно спорить с человеком, чье мнение на перспективы развития России ограничены тем местом, где он сейчас находится».

Государство – главный тормоз модернизации, согласен с обвиняемым член правления «Инсора» Евгений Гонтмахер. Модернизация заявлена, но встречает очень сильное противодействие – и не только со стороны бюрократии, которая боится потерять свои доходы, но и части бизнеса и даже части населения. Бизнес чувствует усиление давления бюрократии, соглашается председатель «Деловой России» Борис Титов, но успешная экономическая модернизация создаст предпосылки для изменения: бюрократия уступит только под давлением мощного класса собственников.