Губернаторов будут оценивать по цене километра дороги и иностранным инвестициям

Минрегион хочет стимулировать работу губернаторов точными оценками: они должны сообщать в центр о стоимости дорог и объемах иностранных инвестиций. Отчетность вряд ли улучшит жизнь людей и бизнеса, считают эксперты

Минрегион предлагает поменять оценку эффективности региональных властей. Соответствующий проект постановления правительства опубликован на сайте ведомства. Нужно точнее определять и поощрять субъекты, достигшие наилучших показателей, отмечается в пояснительной записке к документу.

Ведомство предлагает заменить индексы ВРП и инвестиций в основной капитал объемами прямых иностранных инвестиций на одного человека и внешнеторгового оборота, чтобы оценить экономические достижения субъекта. Успех решения дорожных проблем нужно измерять не только по количеству ДТП, протяженности перегруженных дорог и трасс, отданных в управление, но и по тому, сколько и по какой цене построено новых дорог.

Показатель привлечения иностранных инвестиций и наращивания внешнеторгового оборота нужен для ускоренного развития регионов, объяснил представитель Минрегиона в ответе на запрос «Ведомостей». Индексы ВРП и инвестиций в основной капитал предоставляются Росстатом и используются справочно, объяснило ведомство их исключение, но такой показатель, как «объем ВРП в расчете на одного жителя региона», сохранится. Брать у территорий информацию о стоимости километра дороги – инициатива Минрегиона, которая пока не согласована с Минтрансом, говорится в ответе.

Федеральное правительство транслирует на региональный уровень свои приоритеты – дороги и улучшение инвестклимата для привлечения зарубежных инвестиций, считает Лев Якобсон из ВШЭ. Территории должны расценить это как сигнал, что нужно усилить борьбу с коррупцией, полагает Светлана Серебрякова из IRP Group. Значение критериев Минрегиона не нужно переоценивать, всего их более 100, скептичен сотрудник аппарата правительства.

Эффективность региональных властей Минрегион оценивает с 2007 г., опираясь на показатели развития экономики, здравоохранения, образования, жилищного и дорожного строительства, госуправления, обеспечения безопасности. Успех каждого направления меряется в среднем по 15–20 показателям. В докладе ведомства за 2009 г. самой эффективной признана деятельность властей Тюменской, Московской и Калининградской областей, низкую оценку дали руководителям Калмыкии, Архангельской и Костромской областей. Новые критерии не внесут кардинальных изменений в расстановку регионов, уверены в Минрегионе.

Дороги – яркий показатель развития территории, считает губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев. Новые критерии позволят повысить эффективность затрат, уверен он.

Стоимость дорог сравнивать нельзя – она разнится по объективным причинам, например из-за транспортировки стройматериалов и цены земли, указывает Серебрякова. Во всем мире оценивают километр не всей дороги, а одной полосы, в США разница составляет от $500 000 до $70 млн, отмечает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Будет трудно отделить коррупционную составляющую от объективной стоимости, считает он. Строительство 1 км полосы в Москве стоит около $10–12 млн, в регионах – дешевле. Желание снизить стоимость строительства может привести к тому, что губернаторы станут заставлять подрядчиков использовать дешевые стройматериалы, что ухудшит качество новых дорог, опасается Блинкин.

Лишь приграничные или высокоразвитые регионы делают ставку на иностранный капитал, остальные над этим не работают, отмечает директор Института инноваций инфраструктуры и инвестиций Марина Удачина. Появление критерия не изменит ситуацию, полагает она: «Основная заслуга в привлечении иностранного капитала принадлежит российскому бизнесу, а не чиновникам».

Главное, чтобы регионы не стали достигать показателей ради самих показателей – иначе улучшения для населения и бизнеса не будет, считает Якобсон.