Дмитрий Медведев вернет москвичам платные парковки

Москвичам нужно готовиться к возвращению платных парковок и повышению штрафов, а московским девелоперам – к большим проблемам с согласованием проектов. Вчера стало известно, как именно власти собираются бороться с пробками

Дефицит. 350000

парковочных мест не хватает в Центральном административном округе, считает Собянин. В том числе 50 000 – «для приезжающих» и до 300 000 – «для проживающих»

Вчера был опубликован перечень поручений, которые президент Дмитрий Медведев раздал после прошедшего 28 октября совещания по борьбе с пробками. Президент намерен передать регионам право определять размер штрафа за неправильную парковку и правила работы парковочных служб (соответствующие предложения правительство должно подготовить уже к 15 декабря). Плату за стоянку на улице будут брать по новой системе – в зависимости от загрузки дорог (предложения – до 1 февраля). Наконец, правительства Москвы и Московской области должны внести в свои градостроительные документы «требования об учете норм транспортного обслуживания при строительстве зданий» (к 1 марта).

Что делать с парковками

По данным заммэра Москвы Николая Лямова, в Москве на 3,15 млн зарегистрированных легковых автомобилей приходится лишь 314 000 мест в капитальных гаражах, еще 604 000 – на плоскостных стоянках; обеспеченность составляет всего 29,1%.

Сейчас штраф за неправильную парковку – 100–300 руб., выписывается он только при эвакуации автомобиля, говорит лидер движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Дело не только в скромности штрафа, который региональные власти сейчас не имеют права повысить, но и в порядке его оформления. Во всем мире полицейскому достаточно сфотографировать неверно запаркованную машину и оставить за дворником штраф, объясняет Лысаков, у нас же обязательно составить протокол и вручить его под роспись нарушителю.

По словам и. о. главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, в городе парковочные нормативы «недодуманы». В жилье экономкласса сейчас должно быть 1 машино-место на каждую квартиру, а в «эксклюзиве» – до 2 машино-мест на квартиру. Сейчас, если проект не удовлетворяет коэффициенту по машино-местам, госэкспертиза имеет право отказать в согласовании, говорит управляющий партнер «Алура» Михаил Уринсон. Но, продолжает он, существует много вариантов обойти это требование, например сославшись на то, что на территории тяготения объекта уже есть парковки. «Ужесточать требования не надо, так как проблема с парковками реально актуальна в Москве, Петербурге и еще 2–3 крупных городах», – считает Уринсон, лучше соблюдать существующие требования и обременять застройщиков строительством парковок не только для себя, но и для соседей, не построивших их своевременно.

Что делать со стройками

Мэр Сергей Собянин вчера распорядился «максимально прекратить» строительство офисных и торговых комплексов в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК). Эти объекты, по его словам, притягивают транспортные потоки в и без того перегруженный центр.

Два года назад бывший мэр Москвы Юрий Лужков уже вводил запрет на разработку новых проектов строительства в центре столицы крупных административных, офисных и торговых комплексов площадью более 1500 кв. м, чтобы «не усугублять и без того сложную транспортную ситуацию в Центральном административном округе».

По данным Cushman & Wakefield, в пределах ТТК сейчас возводится около 1 млн кв. м офисных площадей (50 проектов). Примерно 4,8 млн кв. м заявлялось к строительству (более 200 проектов). Крупных коммерческих объектов строится пять – примерно на 170 000 кв. м торговых площадей, среди них – гостиница «Москва», пл. Тверской Заставы и Павелецкая площадь; и еще пять планируется – около 100 000 кв. м торговых площадей, в том числе «Слава», «Парк сити».

Указание Собянина носит скорее не запретительный, а ограничительный характер, так как оно де-юре утверждает то, что существует де-факто, говорит старший вице-президент Knight Frank Андрей Закревский. По его словам, новых проектов в пределах ТТК почти не планируется: строить в центре экономически невыгодно - земля дорогая, транспортная доступность затруднена. Есть много анонсированных проектов внутри ТТК, которые еще не начали строить: например, территории Краснопресненского сахарорафинадного завода, завода Сакко и Ванцетти (инвестор – группа ПИК), возражает крупный застройщик. Крупные проекты также есть у «Дон-строя». Представители этих компаний не стали комментировать инициативу Собянина.

Чтобы запрет на строительство коммерческой недвижимости в пределах ТТК стал законом, необходимо внести изменения в проект правил землепользования и застройки, говорит руководитель направления Goltsblat BLP Максим Попов. Если власти решили запретить застройщику реализовывать его проект, то можно вести речь о возмещении убытков, напоминает он. Все зависит от того, на какой стадии проект (договор аренды с разрешенным использованием, согласована проектная документация и т. д.): чем больше разработан проект, тем на большую компенсацию можно рассчитывать.