Строительство автомобильных дорог в России финансируют автовладельцы

Чиновники определились, где возьмут деньги для дорожных фондов. Оплачивать строительство и ремонт дорог придется автовладельцам: в фонды будут зачисляться доходы от акцизов на топливо, сборы за проезд грузовиков и штрафы за их неуплату
А.Рудаков

Проект поправок в Бюджетный кодекс, определяющих источники финансирования дорожных фондов, Минфин опубликовал вчера на своем сайте.

Федеральный и региональные дорожные фонды появятся с 2011 г., инициатором их воссоздания был Минтранс, идею поддержал и президент Дмитрий Медведев. Специальные дорожные фонды уже существовали в России в 1990-е гг., но система была признана неэффективной – часто деньги просто разворовывались (см. врез). Вернуться к финансированию дорожного строительства через фонды Минтранс предложил из-за нехватки бюджетных средств.

Федеральный фонд станет частью бюджета, в него будут зачислены средства, уже заложенные на дороги. Также в фонд поступят доходы от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла, плата за проезд автомобилей, зарегистрированных не в России, грузовиков массой больше 12 т, штрафы за нарушение правил перевозки крупногабаритных грузов и проезда грузовиков. Кроме того, чиновники рассчитывают на безвозмездные пожертвования от частных лиц и организаций. Средства из фонда пойдут на строительство, капитальный ремонт и содержание федеральных трасс. Региональные власти смогут выбрать, как финансировать содержание местных дорог, – сохранить действующую систему или создавать свои дорожные фонды.

Возврат к системе фондов позволит практически не менять планы финансирования дорожного строительства, заложенные в транспортной федеральной целевой программе на 2010–2015 гг., говорил министр транспорта Игорь Левитин: главная цель – привести в нормативное состояние 85% федеральных дорог к 2015 г. – будет выполнена (сейчас нормативам соответствует лишь треть федеральных дорог).

Из-за кризиса дорожное финансирование было сокращено на 70%, возврат к системе дорожных фондов – единственная возможность найти деньги, отмечает заместитель гендиректора Института транспортной инфраструктуры Светлана Воронцова. Кризис действительно серьезно скорректировал планы инвестиций в дорожное хозяйство, признает чиновник Минтранса, денег не оказалось ни у государства, ни у инвесторов. Повышение акцизов и введение платы за проезд грузовиков – это приемлемые для автовладельцев меры, которые позволят соблюсти баланс интересов, объясняет он: «Те, кто ездит по дорогам, должны быть заинтересованы в их качестве».

Базовый объем федерального дорожного фонда составит 254,1 млрд руб., с учетом дополнительных поступлений в 2011 г. на дороги смогут потратить 386,7 млрд руб., в 2012 г. – 347,2 млрд, в 2013 г. – 395,2 млрд.

По данным Минфина, увеличение акцизов на бензин на 1 руб. в 2011–2013 гг. добавит дорожному хозяйству 84,3 млрд руб., 178,7 млрд и 285,2 млрд соответственно. Плата за проезд грузовиков массой свыше 12 т будет введена с 2012 г. и составит 4200–13 736 руб. в год в зависимости от типа транспорта. Эта мера позволит пополнять фонд на 60 млрд руб. в год. Тем, кто попытается избежать платы, грозят серьезные штрафы, которые также будут поступать в фонд. Не заплатившему сбор за проезд грузовика водителю грозит штраф в 5000 руб., индивидуальному предпринимателю – 40 000 руб. За повторное нарушение водителя на месяц лишат прав, а штраф с предпринимателя вырастет до 50 000 руб. Максимальный штраф для юрлиц за первое нарушение – 137 360 руб., за повторное – до 343 400 руб.

В конечном счете инфраструктура всегда финансируется за счет поступлений в бюджет, говорит партнер ФБК Игорь Николаев, но момент для повышения налогового бремени выбран неподходящий. Растет нагрузка на средний класс и малых предпринимателей, ведь значительная часть грузового парка принадлежит им, считает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Он не исключает акций протеста. Дорожные фонды надо возрождать, продолжает Лысаков, но пополняться они должны не за счет роста нагрузки на автомобилистов: правительство обмануло их, подняв акцизы и сохранив при этом транспортный налог.

Проблема дорожного финансирования связана не столько с количеством денег, сколько с эффективностью их расходования, говорит Николаев: созданием фонда эффективность не повысить, один раз фонды уже ликвидировали, не совсем понятно, что изменилось с тех пор.