О судьбе Химкинского леса объявят без тандема

Финальный раунд переговоров о судьбе трассы Москва - Санкт-Петербург организован так, что ни Путин, ни Медведев не примут в нем участия.
Д.Гришкин

Властный тандем распорядился о финальном раунде переговоров о судьбе трассы Москва-Санкт-Петербург - причем так, чтобы избежать личного участия в объявлении непопулярного решения. “Подождем решения президента”, - говорил “Ведомостям” пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. “Президент дал все необходимые инструкции”, - заверяла пресс-секретарь президента Наталья Тимакова.

Обсуждение и вынесение вердикта запланировано на завтра, говорит на этот раз кремлевский чиновник, это будет заседание правительственной комиссии под руководством вице-премьера Сергея Иванова. “Мы участвуем в этом заседании”, - подтвердил директор департамента госполитики в сфере охраны окружающей среды Минприроды Ринат Гизатуллин. Но комментировать позицию ведомства по маршруту трассы до мероприятия отказался. В совещании должны участвовать и представители Минтранса. Но и они не стали обсуждать позицию ведомства, сославшись на то, что как раз трудятся над проблемой.

Финальное решение по маршруту трассы теперь не рискуют прогнозировать ни в Кремле, ни в Белом доме. Однако чиновник, ознакомившийся с аналитическими докладами Минтранса и Минприроды, которые должны быть направлены участникам заседания комиссии, сообщил, что вариантов было два - дорога через Химкинский лес и так называемый проект Молжаниново. Приостановив строительство трассы 26 августа, президент, со слов чиновника, призвал экспертов вновь сравнить магистральный маршрут с его альтернативой. И эксперты, продолжает он, пришли к выводу - Молжаниново, возможно, и было бы удачным решением, если бы стартовало в 2004 г. В случае же изменения маршрута трассы теперь придется снести несколько десятков многоквартирных домов, задержка строительства составит 3-4 года, новый маршрут потребует создания новой концессии, а неустойка за разрыв прежних договоренностей достигнет 5 млрд. руб., не считая репутационных издержек.

Пока решение не объявлено, профильные ведомства разработали и комплекс компенсаций для пострадавших от прокладки трассы через лес: сократить объем вырубки с изначальных 140 га до 90 га, пересчитать вырубленный лес по рыночной, а не кадастровой стоимости, а определив реальный ущерб, нанесенный лесу, посадить в 1,5 раза больше деревьев, чем было уничтожено. Принято решение сажать только деревья ценных пород, причем не только в Химках, но и в Молжаниново, а также на Лосином острове и в Дмитровском районе Москвы. Вдоль химкинской трассы не должно быть ни мест для отдыха, ни сервисов, ни мусорных свалок - предусмотрены только пешие переходы “для людей и для животных”, добавляют авторы заключений.

Как обещают в Кремле, многострадальный Химкинский лес получит статус охраняемой территории. И его, и другие леса России планируют подвергнуть санитарной чистке. Предусмотрена и благодарность для защитников Химкинского леса: экологическую экспертизу дорожно-строительных проектов чиновники планируют сделать нормой закона. Это провокация, как и прежде оценивает происходящее эколог Евгения Чирикова.