России придется рассказать, как она расследовала отравление Александра Литвиненко

Европейский суд по правам человека согласился рассмотреть иск вдовы отравленного в Лондоне Александра Литвиненко к России. Ее властям придется ответить на неудобные вопросы из Страсбурга

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобу Марины Литвиненко, вдовы отравленного в Лондоне в ноябре 2006 г. Александра Литвиненко, и сформулировал вопросы для российских властей. В поданной 21 мая 2007 г. жалобе Марина Литвиненко заявляет, что Россия нарушила ст. 2 Европейской конвенции по правам человека, гарантировавшую ее мужу право на жизнь, и ст. 3, запрещающую пытки. По утверждению Литвиненко, ее муж был отравлен Андреем Луговым, который действовал как агент или при поддержке России, а страдания мужа после отравления полонием-210 можно считать пыткой.

В числе вопросов суда: был ли следователями в России допрошен Андрей Луговой, считающийся британскими правоохранителями главным подозреваемым; проводился ли обыск на предмет поиска полония в его доме, машине и офисе; сравнивали ли образцы полония, собранного британскими следователями, с полонием, производимым в России; проверялись ли российские лаборатории по производству вещества на предмет утечки; были ли допрошены чиновники, ответственные за производство, хранение и обращение полония.

Минюст несколько дней назад получил вопросы ЕСПЧ по жалобе вдовы Литвиненко, подтверждает руководитель аппарата уполномоченного России в ЕСПЧ Андрей Федоров. Их адресовали ведомствам, которые владеют соответствующей информацией, – это Генпрокуратура и СКП. Ответить на вопросы российская сторона должна не позднее чем через три месяца.

В 2006 г. уголовное дело по фактам убийства Литвиненко и покушения на убийство Дмитрия Ковтуна было возбуждено Генпрокуратурой, в 2007 г. оно было передано в только что созданный Следственный комитет при прокуратуре. С конца 2007 г. Луговой – кандидат в депутаты, затем депутат Госдумы. Следственные действия с ним можно проводить лишь по специальным запросам в суд и Госдуму, о таких запросах с тех пор не сообщалось. Вчера на письменный запрос «Ведомостей» СКП не ответил. Луговой через пресс-службу от комментариев отказался.

У России есть возможность предоставить европейскому суду затребованную информацию, так как суд оговорил, что секретная информация может быть пересказана, обращает внимание председатель межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков.

Марина Литвиненко имеет двойное гражданство России и Великобритании (в документах ЕСПЧ она проходит под вторым именем – Мария Анна Картер) и по правилам ЕСПЧ перед обращением должна пройти все российские судебные инстанции. Но если дело политическое и суд придет к выводу, что Литвиненко не добьется правды в России, прохождение всех инстанций не станет необходимым условием для рассмотрения дела, говорит Илья Рачков, партнер «Нерр».