Трасса Москва – Санкт-Петербург пройдет через лес, который станет заповедным

Защитники Химкинского леса проиграли. Трасса Москва – Санкт-Петербург пройдет через него. Остатки леса станут федеральным заказником, говорят чиновники и обещают не повторять ошибки: экологическая экспертиза транспортных проектов может стать обязательной

Решение властей о строительстве участка скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург по первоначальному маршруту – через Химкинский лес объявил вчера после заседания правительственной комиссии по транспорту и связи вице-премьер Сергей Иванов. «С юридической точки зрения выбранный вариант маршрута абсолютно законно обоснован», – заявил он (цитаты с сайта government.ru).

Президенту о решении комиссии доложено, сообщил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. «Президент Дмитрий Медведев считает, что проект строительства трассы Москва – Санкт-Петербург вышел на ту стадию, когда остановить его практически невозможно», – сказала его пресс-секретарь Наталья Тимакова.

Концессионное соглашение о строительстве первого участка трассы (15–58-й км) Минтранс подписал прошлым летом. Конкурс выиграла Северо-Западная концессионная компания (СЗКК), по 50% которой принадлежат французской Vinci и акционерам группы «Н-транс» Никите Мишину, Андрею Филатову и Константину Николаеву (они предложили войти в проект знакомому премьера Владимира Путина Аркадию Ротенбергу). Участок дороги должен стать дублером трассы М10, по планам Минтранса он позволит разгрузить Ленинградское шоссе, вывести транзитный поток машин из Химок и Зеленограда.

Против проекта выступили инициативные жители Химок, организовавшие движение «В защиту Химкинского леса». Противостояние достигло пика летом, когда строители приступили к вырубке просеки: жители Химок и экологи митинговали, несколько молодых людей напали на администрацию Химок. В конфликт пришлось вмешаться лично президенту: 26 августа он остановил строительство, поручил провести общественные слушания и проанализировать альтернативные маршруты – через поселки Молжаниново и Вашутино. По оценке Иванова, на тот момент было вырублено 80 га леса из запланированных 100 га.

Анализом маршрутов занимались Минтранс и Минприроды (министры Игорь Левитин и Юрий Трутнев входят в правительственную комиссию), оба ведомства единогласно рекомендовали продолжить строительство через Химкинский лес, предложив компенсационные меры. Вместо вырубленных 100 га леса чиновники предлагают посадить деревья на 500 га – в Молжаниновском районе столицы, национальном парке «Лосиный остров» и парках Химок, указано в предложениях по экологическому сопровождению строительства дороги (копия есть у «Ведомостей»).

«Остаткам Химкинского парка» предлагается придать статус федерального заказника, в нем будут беговые дорожки, детские площадки, зоны прогулок. В положении о заказнике должны быть четко прописаны особенности функционирования дороги – наличие звуковых щитов, переходов для людей и животных, отсутствие заправок, торгово-складских комплексов и других придорожных объектов, указано в документе. Все эти предложения вчера одобрила правительственная комиссия. Стоимость компенсационных мер Иванов оценил в 4 млрд руб.

Трутнев также пообещал сделать обязательной предварительную экологическую экспертизу для крупных транспортных проектов. Это одно из главных достижений бурной общественной дискуссии, делится впечатлениями чиновник Минтранса: мера позволит избежать подобных конфликтов в будущем.

Работы по строительству трассы должны возобновиться 15 января, пообещал губернатор Московской области Борис Громов. Решение верное, нужно учитывать интересы людей, живущих в районе Ленинградки, говорит лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков: часть потока автомобилей можно будет вывести, скорость движения существенно увеличится. Перенос маршрута мог стать сигналом для инвесторов, что вкладывать деньги в дорожное строительство в России опасно, замечает он. А защитники леса обещают продолжить акции протеста. «Мы четыре года сражались, были покалечены и убиты экологические активисты и журналисты, а теперь принято решение проложить трассу через лес», – говорит активист движения в защиту леса Ярослав Никитенко.

Экспертиза, которую провели чиновники, неполноценна, считает руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Greenpeace Михаил Крендлин: эксперты не были независимыми. Решение о запрете строительства вдоль трассы принципиально не меняет ничего, говорит он.