Пошлина на сырую нефть может быть снижена в ближайшее время

Экспортная пошлина на нефть может быть снижена, допускают в Минфине. Так чиновники собираются компенсировать компаниям рост пошлин на нефтепродукты с обещанных 60 до 66% в 2013 г.

Возможность снижения экспортной пошлины на нефть говорит о том, что в краткосрочной перспективе государство готово поддержать нефтяников, говорит Наталия Орлова из Альфа-банка. Чиновники осознают зависимость экономики от нефти, сейчас же компании отдают бюджету значительную часть доходов, испытывая дефицит инвестиций, отмечает она.

Предложения повысить экспортные пошлины на нефтепродукты и снизить их на нефть Минфин и Минэнерго внесут в правительство в течение 1–2 месяцев, рассказал замминистра финансов Сергей Шаталов (его слова передает «Интерфакс»). Как именно изменятся пошлины, Шаталов не сказал: ставка пошлины на нефтепродукты, по его словам, будет «больше 60%, но меньше 85%» от пошлины на нефть. Снижение экспортной пошлины на нефть он назвал возможным. Представитель Минэнерго подтвердил эту информацию, заметив, что говорить о конкретных цифрах рано: вопрос обсуждается.

Наиболее вероятный вариант – выравнивание пошлин на светлые и темные нефтепродукты на уровне 66%, рассказывает чиновник, участвующий в обсуждении вопроса, максимальная ставка пошлины на нефть может быть снижена с нынешних 65 до 60%.

О снижении экспортной пошлины на нефть чиновники публично заговорили впервые. В прошлом году Шаталов удивил нефтяников, заявив, что пошлина на экспорт нефтепродуктов может радикально вырасти – до 85–90% от нефтяной (сейчас – 70,7% на светлые и 38,1% на темные нефтепродукты). Взамен Минфин обещал компаниям адекватную компенсацию – в виде субсидий или снижения НДПИ (трехлетний бюджет предусматривает индексацию базовой ставки налога в 2012 г. на 6,4%, в 2013 г. – на 5,4%).

Но радикальные предложения не поддержали вице-премьер Игорь Сечин и министр энергетики Сергей Шматко. В результате правительство одобрило вариант с постепенным выравниванием пошлин к 2013 г. на уровне 60%. Сближение ставок начнется с февраля: пошлины на темные нефтепродукты составят 46,7% от нефтяной, на светлые – 67%, с 2012 г. – 52,9 и 64% соответственно. Одобрив этот план, чиновники не исключали, что ставки еще могут измениться.

Повышение пошлин на нефтепродукты и снижение их на нефть не скажется на доходах бюджета, уверяет представитель Минэнерго: такая система позволит компаниям увеличивать глубину переработки и стимулирует инвестиции в месторождения. При любом повышении пошлины на нефтепродукты увеличатся доходы государства от экспорта нефти, так как вырастут его объемы: часть экспортной переработки перестанет быть эффективной, объясняет руководитель международной налоговой практики для нефтегазового сектора Ernst & Young Алексей Кондрашов, это должно позволить понизить пошлину на нефть. Такие изменения ставок должны простимулировать дополнительную добычу в традиционных регионах, говорит он. Снижение предельной ставки пошлины на нефть до 60% Кондрашов считает правильным промежуточным шагом, в долгосрочной перспективе ее нужно опустить по крайней мере до 55%, а для регионов, где добыча только начинается, – вводить налог, привязанный к финансовому результату.

Мера стимулирует компании модернизировать мощности и повышать эффективность переработки, сокращая производство мазута и вакуумного газойля, полагает Денис Борисов из Банка Москвы. При снижении пошлины на нефть примерно на 7% и повышении ее на нефтепродукты до 66% от нефтяной крупнейшие вертикально-интегрированные компании получат дополнительный доход около $2,4 млрд даже при текущей структуре экспорта, подсчитал он. Но влияние на компании будет разным, говорит Борисов (см. таблицу). Если бы экспортная пошлина на нефть не снижалась, то потери нефтяников составили бы примерно $3–3,5 млрд, отмечает он.

Но у вертикально-интегри-рованных компаний разная доля переработки в структуре доходов, некоторые НПЗ не имеют собственной добычи, а значит, не платят экспортные пошлины на нефть, замечает Борисов, непонятно, как справедливо перераспределить потери между компаниями.

С нефтяниками эти меры обсуждались, говорит сотрудник крупной нефтяной компании, но вряд ли снижение пошлины на нефть компенсирует рост налоговой нагрузки; проблему надо решать радикально: проводить комплексную реформу, вводить налог на добавленный доход. К сожалению, пока чиновники больше озабочены наполнением бюджета, вздыхает он.