Российским чиновникам придется экономить на госзаказе

Премьер Владимир Путин наводит порядок в существующей системе госзаказа. Следующий этап — переписать закон о госзакупках

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).

Премьер утвердил программу изменения нормативной базы о планировании и исполнении госзаказа (см. на www.vedomosti.ru). «Жизнь показала, что госзаказу нужна если не реформа, то качественная переделка. Этим распоряжением ей дан старт», — говорит сотрудник аппарата правительства. Цель — навести порядок в системе госзакупок в соответствии с концепцией эффективности бюджетных расходов, уточнил другой чиновник Белого дома. После принятия перечисленных в распоряжении мер будут предложены другие, обещает он.

Появятся новые законы, определяющие общие требования к размещению заказов автономными учреждениями, госкорпорациями и естественными монополиями. В Бюджетном кодексе появятся нормы о реализации внесенного подрядчиком обеспечения при неисполнении госконтракта и действиях заказчиков в случае уменьшения бюджетных лимитов.

Начальная цена контракта должна быть не только опубликована, но и обоснована «с указанием источников для ее установления», говорится в распоряжении. Эта норма должна появиться в законе о госзакупках (94-ФЗ), объясняет начальник управления Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев. Госзаказчикам придется руководствоваться специальным порядком установления начальной цены. Все требования к предмету, объекту и объему закупки тоже будут регламентированы.

В I квартале правительство выпустит постановление, определяющее, как федеральные заказчики должны планировать закупки и отчитываться по ним. Другое постановление регламентирует порядок контроля за исполнением госконтрактов. Сейчас нет формализованных общих норм о планировании закупок и контроля за их исполнением, говорит советник министра экономического развития Ольга Анчишкина. В стране 26 000 федеральных заказчиков и все они ведут закупки по своему усмотрению, рассказывает она.

Для поручительств и банковских гарантий будут утверждены типовые формы. Специальное постановление регламентирует порядок мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг для госнужд.

Планирование закупок, порядок контроля за их исполнением и приемка результатов становятся единой технологической цепочкой, объясняет изменения Анчишкина. Можно будет полнее учитывать объем и структуру закупок, обещает она: «Это важно и для рынка, который станет получать долгосрочные инвестиционные сигналы, и для государства, которое сможет формировать согласованную закупочную политику».

К 1 апреля Минэкономразвития с заинтересованными ведомствами разработает концепцию нового закона о госзакупках, рассказывает Анчишкина. Нужно усовершенствовать процедуры конкурсов, запросы котировок заменить электронными аукционами, упростить применение поручительства в качестве обеспечения по госконтракту, установить ответственность заказчиков за несвоевременное подписание актов сдачи-приемки и оплаты госконтракта, перечисляет возможные нововведения Евраев. Главное в новой концепции 94-ФЗ — перейти от совершенствования процедур размещения заказа к системной работе по всему циклу, объясняет чиновник Минэкономразвития: «Как бы прекрасны и чисты ни были процедуры, но если у заказчика бестолковость с планированием, с определением — что, сколько и за какие деньги покупать, — то процедуры не спасут от нерезультативных расходов. Сговор происходит до размещения заказа, за счет отсутствия внятных обязательств и правил по планированию заказа, его оптимизации, закупок действительно востребованных вещей».

Президент Дмитрий Медведев осенью 2010 г. призвал правительство навести порядок в сфере госзакупок — с 10 млн контрактов размером в 5 трлн руб. ежегодно «спиливаются» деньги, около 1 трлн руб. Нарушения и откаты есть практически в любой сфере, где тратятся госденьги, утверждал он.

«Распоряжение правительства — движение в правильном направлении. В госзакупки добавляется элемент планирования», — говорит сотрудник администрации президента, но системе госзаказа нужно качественное обновление, которого пока нет.

Меры напоминают госплановские методы советских времен, говорит руководитель Центра размещения госзаказа Александр Строганов: еще большая регламентация определения начальной цены не упразднит коррупцию, а будет ей содействовать. По его мнению, надо упразднять институт начальной цены, тогда исчезнет и коррупционный элемент.