Президент защитил приграничные земли от иностранцев, а заодно и от россиян

Запрет для иностранцев владеть землей в приграничных районах может ухудшить отношения России с соседями: объяснений уже потребовали Финляндия и Эстония. Желание чиновников защитить рубежи родины невыгодно и российским компаниям

Перечень приграничных районов, в которых иностранные граждане и компании не могут напрямую владеть землей, президент Дмитрий Медведев подписал 9 января. В указ включены 380 муниципальных образований: земли Выборгского района Ленинградской области, Владивостока и о. Русский, городов-курортов Сочи и Геленджик и др. Продажа земли иностранцам вблизи границы запрещена Земельным кодексом еще в 2001 г., но до сих пор не был утвержден перечень конкретных территорий.

МИД Финляндии направил в российский МИД ноту с просьбой разъяснить положения указа, говорит пресс-секретарь посольства Веса Кекяле. Среди вопросов – как поступить финнам, уже купившим участки в приграничных районах, как обеспечить права наследования, можно ли купить землю через российские юрлица, принадлежащие иностранцам, рассказывает начальник торгово-экономического отдела посольства Финляндии Марья Лийвала. По ее словам, точных данных о количестве финских компаний и граждан, владеющих землей в Ленинградской области, нет.

За разъяснениями к российскому послу обратился и МИД Эстонии: в указ попали земли Печорского района Псковской области, которые в 1920–1944 гг. принадлежали Эстонии. «У всех, кто там родился и кто родом из Печор, должно быть право иметь там землю», – процитировали эстонские СМИ представителя Сетумаа (эстонская область, граничащая с Псковским районом) Ахто Раудоя. Консультации продолжаются, говорит сотрудник МИД Эстонии.

Никто не ожидал, что в список будут включены столь обширные территории, делится впечатлениями партнер Baker & McKenzie Константин Кузин. Приграничными по закону о государственной границе считались участки в непосредственной близости от нее, а теперь речь идет обо всем районе, в том числе об участках, удаленных на 100 км и более, объясняет он. Представители погранслужбы ФСБ и Росграницы вчера вечером от комментариев отказались.

Иностранцам запрещено прямое владение, но через зарегистрированную в России компанию оно возможно, уже купленные участки придется переоформить, говорит Кузин. Для физлиц это дополнительные издержки – нужно тратиться на регистрацию компании, оплачивать услуги бухгалтера и гендиректора, чтобы вовремя подавать налоговые декларации, отмечает он, для юрлиц – это трудности с репатриацией выручки, дополнительные налоговые издержки. По словам Кузина, финны нередко покупают в Выборгском районе землю.

Примеров оформления иностранцами земель Выборгского района в собственность немного, утверждает сотрудник местной администрации. В Печорском районе иностранцы арендуют участки, говорит представитель местного собрания депутатов. На о. Русский у иностранцев нет земли, категоричен чиновник правительства. Представитель администрации Сочи на запрос не ответил.

Новые меры не скажутся на деятельности International Paper, комбинат которой расположен в Выборгском районе, поскольку компания работает через российскую «дочку» (ЗАО «Интернешнл пейпер»), говорит ее представитель Сергей Танащук. По его словам, компания планирует в дальнейшем выкупить арендуемую землю. Ставки аренды меняются каждый год, бизнес заинтересован в выкупе земли, отмечает сотрудник иностранной компании, но сделать это нелегко, даже если в России есть «дочка».

Указ может затронуть интересы и российских компаний: коммерческую недвижимость часто оформляют на кипрские «дочки», предупреждает партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. Схема позволяет упростить продажу земли и зданий, избежав уплаты налогов, объясняет он: продается не участок, а владеющая им кипрская компания.

В перечень попали территории, на которых вовсю кипит инвестиционная деятельность, сетует чиновник, участвовавший в обсуждении проекта указа: нужно было включать не целые муниципальные образования, а только участки, прилегающие к границе. На заседаниях консультативного совета по иностранным инвестициям и его рабочих групп проблема пока не обсуждалась, говорит источник, близкий к совету. Не важно, кто собственник земли, главное – чтобы он соблюдал требования по ее эксплуатации, считает Антон Данилов-Данильян из «Деловой России», ограничения для иностранцев только ухудшают инвестиционный климат. Безопасность страны запрет не укрепит, считает он: «Если иностранец начнет на такой земле строить оборонительные сооружения, его можно привлечь [к ответственности] и по действующему законодательству».