Минюст готовится к домашним арестам

Домашний арест как мера пресечения существует только в теории. Чтобы она применялась на практике, в Минюсте создают новую службу

На совещании у президента Дмитрия Медведева по вопросам судебной системы, которое проходило на прошедшей неделе в Горках, обсуждали применение домашнего ареста, рассказал председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов. Домашний арест как мера пресечения существует с 2002 г., но практически не применяется: согласно судебной статистике, за первое полугодие прошлого года по всей стране суды отправили под домашний арест 256 человек, а в сизо – 76 532 человека.

В конце 2010 г. единороссы – зампреды комитета Госдумы по законодательству Владимир Груздев и Андрей Назаров инициировали проект поправок в УПК, расширяющих сферу применения таких мер пресечения, как залог и домашний арест. Если он будет принят, у судов появится возможность устанавливать конкретные запреты и ограничения – например, на телефонные звонки, встречи и т. д. и вводить дополнительные меры контроля за их соблюдением.

Проблемы две, отмечает Груздев: отсутствие электронных браслетов, на которое формально ссылаются суды и следствие, не желающие брать на себя ответственность за пребывание подследственных на воле, и отсутствие постоянного места жительства у части нарушителей. Решить обе проблемы можно, поэтому депутаты для начала инициировали отмену нижних порогов преступлений малой и средней тяжести, чтобы люди не сидели за мелкие кражи, рассказывает Груздев.

На совещании в Горках говорилось о том, что пока не очень понятно, как проконтролировать, чтобы соблюдались условия домашнего ареста, подтвердил Иванов. По его словам, возможно, придется создавать специальную службу. Обсуждалось и использование электронных браслетов.

В конце прошлого года министр юстиции Александр Коновалов заявил, что назрел вопрос о создании службы пробации и он может быть решен в ходе реформы МВД. Такая служба занималась бы обеспечением исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы и профилактикой рецидива, объяснил Коновалов, сейчас эти функции делят между собой уголовно-исправительные инспекции (входят в систему Федеральной службы исполнения наказаний) и отчасти милиция.

Возможность создания такой службы обсуждается, подтверждает Назаров. Логично, если контролировать соблюдение условий домашнего ареста будет структура Минюста – она сможет делать это более объективно, чем правоохранительные органы.

Электронные браслеты начнут применять уже в этом году, обещает представитель ФСИН, в 30 регионах (там, где сотовые операторы обеспечивают 100%-ное покрытие региона) и для начала только для осужденных. На это уже выделено 4,5 млн руб.