Присутствие милиции делает налоговую проверку втрое эффективней
В прошлом году число налоговых проверок и доначисленная по ним сумма уменьшились. Но эффективность контрольных мероприятий немного вырослаВ 2010 г. налоговики доначислили по проверкам 465,8 млрд руб., отчиталась ФНС. Выездные проверки юрлиц пополнили казну на 312,7 млрд руб., граждан – на 21,9 млрд, все камеральные – на 131,2 млрд.
По словам представителя ФНС, большинство проверенных физлиц – индивидуальные предприниматели. Выездные проверки граждан, не занимающихся бизнесом, проводятся крайне редко и в общей статистике не выделяются, они могут быть связаны с проверкой доходов от продажи ценных бумаг, имущества или сдачи квартир в аренду, рассказывает он, при этом граждан вызывают в инспекцию.
В 2009 г. налоговики доначислили больше: по всем камеральным проверкам – 183 млрд руб., по выездным проверкам компаний – 333,9 млрд, физлиц – 23,9 млрд. Но в 2010 г. проверок было меньше, зато выросла их результативность: в среднем компании за одну выездную проверку было доначислено 5,5 млн руб. (в 2009 г. – 5,4 млн), физлицу – 1,2 млн (981 665 руб.).
9% проверок компаний и 8% – граждан налоговики проводили вместе с представителями органов внутренних дел. В среднем за одну выездную инспекцию было доначислено 4,7 млн руб., если проверку налоговики проводили сами, и 14,3 млн – с помощью милиции. При проверках физлиц – 826 000 и 4,9 млн руб.
Из статистики следует, что проверки компаний с участием милиционеров в три раза эффективнее, а граждан – в шесть раз, говорит управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев. Милицию привлекают к проверкам, когда есть серьезные подозрения, к тому же проверяемые становятся более сговорчивыми, объясняет он. Снижение доначисленных сумм может быть связано с тем, что проведение части проверок перешло к Пенсионному фонду, говорит Антон Данилов-Данильян из «Деловой России». Повышение же эффективности проверок он объясняет экономическим оживлением в 2010 г.