Присутствие милиции делает налоговую проверку втрое эффективней

В прошлом году число налоговых проверок и доначисленная по ним сумма уменьшились. Но эффективность контрольных мероприятий немного выросла

В 2010 г. налоговики доначислили по проверкам 465,8 млрд руб., отчиталась ФНС. Выездные проверки юрлиц пополнили казну на 312,7 млрд руб., граждан – на 21,9 млрд, все камеральные – на 131,2 млрд.

По словам представителя ФНС, большинство проверенных физлиц – индивидуальные предприниматели. Выездные проверки граждан, не занимающихся бизнесом, проводятся крайне редко и в общей статистике не выделяются, они могут быть связаны с проверкой доходов от продажи ценных бумаг, имущества или сдачи квартир в аренду, рассказывает он, при этом граждан вызывают в инспекцию.

В 2009 г. налоговики доначислили больше: по всем камеральным проверкам – 183 млрд руб., по выездным проверкам компаний – 333,9 млрд, физлиц – 23,9 млрд. Но в 2010 г. проверок было меньше, зато выросла их результативность: в среднем компании за одну выездную проверку было доначислено 5,5 млн руб. (в 2009 г. – 5,4 млн), физлицу – 1,2 млн (981 665 руб.).

9% проверок компаний и 8% – граждан налоговики проводили вместе с представителями органов внутренних дел. В среднем за одну выездную инспекцию было доначислено 4,7 млн руб., если проверку налоговики проводили сами, и 14,3 млн – с помощью милиции. При проверках физлиц – 826 000 и 4,9 млн руб.

Из статистики следует, что проверки компаний с участием милиционеров в три раза эффективнее, а граждан – в шесть раз, говорит управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев. Милицию привлекают к проверкам, когда есть серьезные подозрения, к тому же проверяемые становятся более сговорчивыми, объясняет он. Снижение доначисленных сумм может быть связано с тем, что проведение части проверок перешло к Пенсионному фонду, говорит Антон Данилов-Данильян из «Деловой России». Повышение же эффективности проверок он объясняет экономическим оживлением в 2010 г.