Дмитрий Медведев, возможно, критиковал Владимира Путина

Владимир Путин и Дмитрий Медведев разошлись во мнении, раскрыт ли теракт в «Домодедово» и пора ли об этом рапортовать. Все чаще нарушаются негласные договоренности о разделе сфер влияния, считают их подчиненные

Вчера днем президенту Медведеву об успехах в расследовании теракта в «Домодедово» отчитывались директор ФСБ Александр Бортников и председатель СКР Александр Бастрыкин. Бортников сказал, что личность смертника, который устроил взрыв, установлена, а люди, которые могут помочь в выходе на причастных к теракту, задержаны. Бастрыкин добавил, что следователи сработали оперативно, что позволило в течение двух суток идентифицировать личность смертника.

Похвалы силовики, впрочем, не дождались. «Считаю абсолютно недопустимым, когда до проведения всех следственных процедур и подготовки обвинительного заключения кто-либо объявляет о раскрытии преступления, тем более такого тяжкого, как преступление террористической направленности, – заявил Медведев. – Надо работать, а не пиариться». О том, что преступление раскрыто, еще в субботу сообщил представитель СКР Владимир Маркин. А в среду вечером на встрече с тележурналистами о том же сказал и премьер Путин: «Можно считать, что дело в целом раскрыто».

Сразу несколько источников в Кремле и Белом доме считают, что президент, говоривший о преждевременности рапортов о раскрытии теракта, имеет в виду не только Бортникова и Бастрыкина, но и Путина.

Председатель правительства, когда говорил о теракте, оперировал данными органов, осуществлявших расследование, пояснил «Ведомостям» пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Еще в субботу, напоминает он, прозвучало официальное заявление СКР – «а что в таких случаях может быть первее первоисточника?» Песков, правда, подчеркнул, что слова главы государства воспринимаются с особым, приоритетным вниманием и выводы делаются.

Разночтения по теракту у премьера с президентом были и раньше, напоминает политолог Ростислав Туровский. Медведев начал резко искать виновных, порицая и менеджмент «Домодедово», и руководство МВД и ФСБ. Правительство очевидно не стремилось к подобной публичности.

Но вчерашние разногласия касаются зон влияния, ведь силовики подчиняются напрямую президенту, говорит источник, близкий к администрации президента. Причем за несколько дней Путин несколько раз проехался по условно медведевским темам. Например, во вторник раскритиковал новый образовательный стандарт: черновик документа размещен на специальном сайте zakonoproect.ru, созданном Кремлем для публичного обсуждения. Образование – условная тема Медведева со времен нацпроектов, говорит чиновник правительства. А на встрече с тележурналистами Путин подчеркнул главенство в принятии решений по силовым ведомствам: до полвторого ночи обсуждал с подчиненными пенсии военным. Медведев же, удивляются несколько чиновников правительства, в последнее время увлеченно говорит об оттоке капитала и инвестклимате, хотя это тема премьера.

Собеседники «Ведомостей» в Белом доме и президентской администрации не скрывают, что аппараты борются за повестку вплоть до запрета сотрудникам Белого дома ходить на совещания, которые организует администрация, и наоборот. Однако в связи с неопределенностью по поводу президентских выборов, говорит Туровский, конкуренция, до сих пор носившая аппаратный характер, перерастает в публичную персональную конкуренцию первых лиц.