Политика
Бесплатный
Андрей Гольцблат

Может ли госслужащий в принципе заниматься закупками?

С госзакупками у нас не все в порядке. Но не потому что я что-то закупаю, или продаю и знаю об этом не понаслышке, а потому, что медийное пространство полностью загружено информацией о двух проектах изменения порядка этих самых закупок. И те, и другие считают несовершенным действующий 94-й закон, который эти закупки регулирует, но реформировать его предлагают по-разному. Правда, вроде, недавно точки зрения ФАС и Минэкономразвития совпали. И хорошо.

Просматривая бегло весь объем закупочной информации от блогов до газетных статей, задаю себе вопрос: "А чем государственные закупки отличаются от закупок, например, производственного сырья или услуг каким-нибудь ООО, ЗАО или ОАО, т.е. коммерческими предприятиями?" Предприятия ведь тоже проводят конкурсы и тендеры, но такой остроты проблемы там нет.

Так почему же государственные закупки вызывают такой ажиотаж? Простой и банальный вопрос. Ну как же - деньги-то налогоплательщиков надо потратить эффективно, прозрачно, обеспечить деятельность государства, чтобы оно могло полноценно выполнять свои функции. Но ведь и предприятиям надо купить качественные товары или услуги в необходимые сроки и (!) по приемлемой цене.

Неважно, изменятся ли условия, как требуют ФАС и Минэкономразвития, будут ли проводиться торги исключительно на электронной площадке и ориентированно по цене, как предлагает ФАС, или по дифференцированному подходу, как предлагает Минэкономразвития. Любая из этих концепций не приведет к результатам. И все потому что есть три принципиальных отличия между государством и коммерсантами: во-первых, мотивация людей, принимающих решение о выборе того, или иного поставщика, во-вторых, более профессиональное знание рынка коммерческим менеджером предприятия, в отличие от госслужащего, и, в-третьих, это функциональные обязанности. У коммерсанта закупка товаров и услуг - его прямая обязанность, за это он получает деньги. Проведение же государственных закупок зачастую осуществляют люди, для которых это дополнительная обязанность к их основной работе.

Мотивация

Какая мотивация у коммерческого менеджера завода при закупке необходимого производственного сырья? Выполнить свою работу профессионально, доказать свою профессиональную состоятельность, быть оцененным и продвигаться по карьерной службе. Мотивация на откатах тоже очень часто присутствует, но в меньших объемах. Какая мотивация у госслужащего? Потратить и освоить деньги государства, выполнить не свойственную ему функцию как можно быстрее, попытаться извлечь личную выгоду из знакомства с поставщиком. Искушение здесь на порядок выше, чем у коммерсанта. Коммерсант психологически чувствует, что деньги чужие, а госслужащий - пока, к сожалению, нет.

Знание рынка

Коммерсант знает рынок товаров и услуг, с которым он работает, поставщиков, цены, сроки и т.д. Госслужащий очень часто не владеет этой информацией и от того, будут ли эти торги только электронными или комбинированными, результат не зависит.

Функциональные обязанности

У коммерсанта - это его постоянные обязанности, у госслужащего - нет.

Проблема в том, что все эти три отличия не устранимы в силу своей природы. Сбалансировать же их можно и нужно путем усиления ответственности за нарушения при проведении торгов и ужесточения наказания за получение взятки при осуществлении государственных закупок.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать