ФСБ хочет запретить Skype и Gmail

Спецслужбы видят в шифровании данных этими сервисами угрозу национальной безопасности России, их судьба должна решиться до 1 октября.
директор ФСБ Александр Бортников/ AP

Судьба иностранных средств шифрования в сетях связи России, а с ними и популярных интернет-сервисов решится до 1 октября 2011 г. Такое решение в пятницу приняла правительственная комиссия по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации. ФСБ обеспокоена растущим использованием внутри России сервисов передачи данных с шифрованием трафика на основе зарубежных алгоритмов (типа Skype, Gmail и Hotmail) и видит в них угрозу национальной безопасности страны, заявил на комиссии заместитель руководителя научно-технической службы - начальник центра защиты информации и спецсвязи ФСБ Александр Андреечкин.

"Бесконтрольное использование таких сервисов может привести к масштабной угрозе безопасности России", - подчеркнул представитель ФСБ (цитата по "РИА Новости»). После этого заявления заседание перешло в закрытый режим.

Как пояснил по его итогам заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух, ФСБ предлагает запретить в России использование этих сервисов, поскольку шифрование информации затрудняет оперативные мероприятий. "Например, к Gmail доступ со стороны правоохранительных органов сейчас не регламентирован", - отметил Массух. В то же время религиозно-экстремистские организации, действующие в России, извлекают для себя пользу из высокой защищенности алгоритмов шифрования.

Но эта точка зрения не была доминирующей: после дискуссии было решено создать межведомственную рабочую группу, которая к 1 октября должна выработать предложения правительству по урегулированию использования криптографических средств в сетях связи общего пользования. Она будет состоять из представителей государственных органов власти. Из операторов возможно участие только "Ростелекома".

Массух уверен, что до запрета Skype и Gmail не дойдет. "Граждан ограничивать каким-то техническим образом мы, наверное, не будем", - сказал замминистра. "Позиция Минкомсвязи заключается в том, что гражданам ничего нельзя запрещать, особенно интернет. Можно предлагать какие-то средства шифрования, но они должны быть бесплатными", - добавил Массух.

"Никаких планов по отмене или закрытию Skype, gmail, hotmail и каких бы то ни было других иностранных сервисов, работающих в России, нет", - заявил глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, слова которого цитирует пресс-служба министерства.

Заявление Андреечкина из ФСБ является его личным мнением и не отражает политику государства, заявил "РИА Новости" источник в Кремле. Он заметил, что "задачи ФСБ - это обеспечивать информационную безопасность, а не выступать с запретительными мерами", и рекомендовал обратить внимание на участившиеся случаи хакерских атак на такие интернет-площадки, как LiveJournal.

"Существует точка зрения, которая была заявлена Федеральной службой безопасности. Она вполне обоснована, поскольку обусловлена задачами службы, и позиция ведомства вполне аргументирована", - сказал "Интерфаксу" пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков. "Вместе с тем существуют и другие точки зрения, и в процессе работы соответствующего органа правительственной комиссии все эти точки зрения - и ведомств, и общественности - будут тщательно изучены, и уже потом будет выработана позиция и принято соответствующее решение", - отметил он.

Опыт раскрытия шифрования по соглашению с сервисами данных у ФСБ есть: так, Research in Motion (RIM) пришлось поделиться со спецслужбой ключом к шифруемым данным. Это было условием для начала работы сервиса в России в конце 2007 г. Сейчас коммуникаторы Blackberry работают в российских сетях МТС и «Вымпелкома».

Активно обсуждаемый в последнее время законопроект о национальной платежной системе (НПС) также налагает ограничения на передачу за рубеж информации о транзакциях по картам российских граждан.

Процессинговые системы используют специальные алгоритмы шифрования на всем пути этих данных.

Сервисы передачи данных с шифрованием, такие как (опционально) Twitter, широко и успешно использовались для координации действий в антиправительственных выступлениях во время серии революций на Ближнем Востоке в начале этого года.