ВР может продать свою долю в ТНК-ВР

Для избавления от преследования ААР ВР рассматривает варианты, которые считались абсолютно немыслимыми перед тем, как у компании начались проблемы.
М.Стулов

Британская ВР может выйти из совместного проекта с российским консорциумом ААР компании ТНК-ВР, чтобы разрешить ситуацию вокруг сделки с «Роснефтью» по разработке арктического шельфа, пишет Wall Street Journal (WSJ). Британская корпорация решила рассмотреть крайние меры выхода из ситуации в связи с тем, что в четверг наступает дедлайн для закрытия сделки, которая по-прежнему заблокирована стокгольмским арбитражем по заявлению ТНК-ВР.

ВР рассматривает несколько вариантов спасения партнерства с «Роснефтью»; некоторые из них считались абсолютно немыслимыми перед тем, как у компании начались проблемы в феврале этого года. Один из этих вариантов – продажа 50%-ного пакета в ТНК-ВР, рассказал источник, знакомый с вопросом.

Продажа половины ТНК-ВР, объемы которой составляют целую четверть глобального нефтегазового производства и почти одну пятую резервов компании, на первый взгляд выглядит весьма маловероятной. Но сам факт свидетельствует о глубоком отчаянии ВР накануне дедлайна по закрытию сделки с «Роснефтью», поэтому компания готова пойти даже на такие крайние меры, пишет WSJ.

В пятницу стокгольмский арбитраж, выступающий посредником в конфликте, оставил запретительное решение суда в силе до последующих указаний. Но он также дал компании шанс продлить дедлайн для закрытия сделки 14 апреля. По мнению WSJ, сейчас еще до конца не ясно, какой путь выберет британская компания, чтобы выйти из этой ситуации.

Среди других вариантов, которые могут спасти сделку ВР с «Роснефтью», - допуск ТНК-ВР к участию в разработке шельфа или финансовая компенсация консорциуму ААР, говорит источник. Однако близкие к ВР люди полагают, что ААР может потребовать такой уровень компенсации, на который акционеры вряд ли согласятся.

В качестве еще одного варианта «Роснефть» может выкупить долю ААР или долю ВР в ТНК-ВР. Или вместо «Роснефти» в этой схеме может выступить третья сторона, не имеющая прямого отношения к сделке, говорят источники, знакомые с подробностями ситуации.

Отраслевые эксперты большинство из этих вариантов считают слишком затруднительными для реализации в столь сжатые сроки. 50%-ная доля ААР в ТНК-ВР оценивается минимум в $25 млрд, ВР и «Роснефти» будет тяжело оперативно найти такую сумму. Российское правительство, выступающее против иностранного контроля российских стратегических природных ресурсов, может тоже воспрепятствовать тому, что ВР станет единственным владельцем одного из крупнейших российских производителей.

С другой стороны, ВР тоже не склонна к продаже своей доли в ТНК-ВР, финансовая отдача от которой достаточно быстро превзошла изначальные инвестиции британской компании, говорят эксперты, которых опросила WSJ. Также не ясно, кто мог бы купить эту долю в случае ее продажи. Большинство западных нефтяных компаний считают подобные сделки в России слишком рискованными.

«Я думаю, продажа ВР своей доли в ТНК-ВР - самый невероятный вариант, - говорит российский банкир, знакомый с подробностями этой ситуации. – Это ведь машина по производству денег». По его словам, он ожидает, что ВР предложит ААР «значительную компенсацию в несколько миллиардов долларов».