Взрыв в «Домодедово» привел к поправкам в законы

Граждане и бизнес отныне должны будут выполнять требования антитеррористической защищенности принадлежащих им объектов – поправки об этом внесены депутатами в закон о противодействию терроризму

Депутаты-единороссы Владимир Васильев и Владимир Плигин, председатели комитетов Госдумы по безопасности и госстроительству, внесли поправки в законодательные акты о борьбе с терроризмом, устанавливающие понятие антитеррористической защищенности объектов.

Депутаты в поправке в закон о противодействии терроризму ввели понятие антитеррористической защищенности объекта. Это состояние здания или иного объекта, при котором обеспечивается безопасность его работы с помощью «применения инженерно-технических и режимных мер, направленных на предотвращение совершения террористического акта». Обеспечивать же эту защищенность должны согласно еще одной поправке «граждане (физические лица), в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридические лица» на находящихся в их владении или в аренде объектах.

Законопроект закладывает основу, чтобы в строящихся объектах (будь то дом, магазин или олимпийский объект) учитывались положения законопроекта, который скоро будет принят в третьем чтении, – об уровнях террористической опасности, поясняет Васильев. По его словам, теракт в «Домодедово» еще раз показал, что последствия, если все-таки беда случилась, могут быть минимизированы и за счет конструкции здания. Это очередной шаг, ко второму чтению законопроект может быть доработан, продумано, какие требования может предъявить правительство, кто будет за это отвечать, но пока его не следует чрезмерно перегружать, отмечает автор поправок. Кто будет контролировать выполнение нормы, пока не определено – это может быть и ФСБ, и Национальный антитеррористический комитет, предполагает депутат.

В случае частного владения объектами расходы по их защищенности должен нести их собственник или арендатор, а в случае государственного – вопросы должны решаться так или иначе за счет бюджета, говорит сотрудник спецслужб. «Весь персонал проходит обучение, как вести себя в нештатных ситуациях, в том числе в случае террористических актов. В залах есть камеры, которые помогают контролировать ситуацию, так что определенный уровень безопасности наших посетителей мы можем обеспечить», – говорит представитель холдинга «Росинтер ресторантс» («Планета Суши», «IL патио») Валерия Силина. Однако, опасается она, если принятие законопроекта повлечет за собой новые требования со стороны проверяющих органов, это может усилить давление на бизнес. Представитель «Домодедово» от комментариев отказался.

Если поправки будут приняты, то расходы бизнеса существенно вырастут, говорит представитель аптечной сети «36,6». Надо понимать, что кроме расходов на саму техническую установку (рамку) предполагаются расходы на интроскоп, а также обученных специалистов, у которых должна быть лицензия. При этом на одну аптеку потребуется два таких человека – это означает, что сети придется обучить и «отлицензировать» 2500 человек. Аптеки – учреждения, где не требуется контроль входа, тем не менее во всех установили видеокамеры, обучили персонал и проводятся учения по ЧС, добавляет собеседник «Ведомостей».