В Гуантанамо нашлись двое выходцев из России

WikiLeaks опубликовала секретные документы армии США, касающиеся деятельности американской тюрьмы на Кубе.
AP

Опубликованные вчера на сайте Wikileaks досье на арестантов военной тюрьмы США в Гуантанамо содержат информацию еще о двух выходцах из России, побывавших в этой тюрьме, помимо семи, о которых было известно ранее. Это некие Abdullah D. Kafkas и Zakirjan Asam. Пока сайт опубликовал данные лишь о первом — он родился в некоем «Прохладске» (вероятно — Прохладное Кабардино-Балкарии) в 1984 г. и был захвачен в Афганистане раненым. В документе говорится, что он бежал из России, чтобы избежать службы в армии, примкнул к исламскому движению Узбекистана (ИДУ, запрещено в Узбекистане и признано террористическим в России и США) и работал в арабском госпитале в афганском Кундузе. (http://wikileaks.ch/gitmo/prisoner/82.html)

В 2004 г. США передали России семерых заключенных — это были Шамиль Хаджиев и Равиль Гумаров из Башкирии, Расул Кудаев и Руслан Одижев из Кабардино-Балкарии, Айрат Вахитов из Татарстана, Рустам Ахмяров из Челябинска и Тимур Ишмурадов из Тюменской области.

Все они после недолгого предварительного заключения были выпущены на свободу, однако в 2006 г. Гумаров был приговорен 13 годам лишения свободы, а Ишмурадов — к 11 годам по обвинению во взрыве газопровода в Татарстане, а Одижев был застрелен в 2007 г. в Кабардино-Балкарии при задержании — его подозревали как одного из организаторов нападения боевиков на Нальчик в октябре 2005 г. Хаджиев арестовывался в 2007 г. по подозрению в причастности к запрещенной исламистской организации «Хизб Ут-Тахрир», был выпущен за недоказанностью и выехал в Нидерланды, где получил политическое убежище.

WikiLeaks опубликовал свыше 700 секретных документов армии США, касающихся деятельности американской тюрьмы на Кубе. Они свидетельствуют, что многие узники держались в тюремном заключении годами зачастую без всяких серьезных поводов или на основании полученных под давлением признательных показаний. В 759 секретных документах есть данные о судьбе каждого заключенного, который побывал в Гуантанамо с момента открытия тюрьмы в 2002 г. Два года назад Барак Обама распорядился закрыть тюрьму, но на данный момент там по-прежнему содержатся 172 человека.

Документы армии США свидетельствуют, что в тюрьме сложилась система, целью который является не столько содержание опасных террористов или враждебно настроенных боевиков, сколько получение информации. Среди невинных узников – 89-летний афганский крестьянин, страдающий от старческого слабоумия, и 14-летний мальчик, ставший жертвой похищения, пишет Guardian. Старик был привезен на Кубу для допроса о «подозрительных телефонных номерах», найденных в его деревне, 14-летнего подростка сюда доставили просто из-за его «возможного знания местных лидеров Талибана».

Документы также раскрывают, что власти США рассматривают Пакистанскую межведомственную разведку, ведущее разведывательное управление страны, в качестве террористической организации наряду с такими группами, как «Аль-Каида», «ХАМАС», «Хезболла», и иранской разведкой. Тюремным следователям было поручено считать любые связи подозреваемых с этими организациями как свидетельство террористической или повстанческой деятельности.

Почти 100 узников, прошедших через Гуантанамо, согласно документам, имеют депрессивные или психотические заболевания. Многие объявляли голодовку или пытались покончить жизнь самоубийством.

Guardian отмечает, что несколько граждан Великобритании содержались в тюремном заключении в течение нескольких лет, даже несмотря на то, что власти США знали об их непричастности к Талибану или «Аль-Каиде». Британец Джамал аль-Хариз был доставлен на Гуантанамо просто потому, что он содержался в талибанской тюрьме и мог знать способы допроса талибами своих узников. Власти США не отпускали на свободу еще одного британца - Биньяма Мохаммеда даже после того, как были сняты обвинения и всплыла на свет информация об его пытках.

Документы также свидетельствуют, что власти США полагались в основном на информацию, полученную от небольшого количества заключенных под пытками. Американские военные продолжили настаивать на надежности этих свидетельств даже после того, как сами признали, что узники давали их под давлением.