Чиновники решают, как инвестировать в Россию без спроса Путина

Россиянам, покупающим доли в стратегических компаниях через офшоры, возможно, будет недостаточно предъявить свое гражданство, чтобы обойтись без одобрения правительства. Минэкономразвития предлагает обязать их платить налоги в России

В распоряжении «Ведомостей» оказались подготовленные ФАС поправки в закон о доступе иностранцев в стратегические отрасли экономики – такое поручение правительству дал президент Дмитрий Медведев 2 апреля. Нужно освободить от согласования с правительственной комиссией сделки, где покупателем является иностранная компания, контролируемая бенефициаром из России, а также сделки с участием международных финансовых организаций. Такие сделки комиссия под руководством премьера Владимира Путина регулярно рассматривает с момента своего образования в 2008 г.

ФАС исполнила поручение президента дословно. Поправки предлагают не распространять закон на сделки со стратегическими обществами, если покупателями являются граждане России, юридические лица, находящиеся под их контролем. Для международных финансовых организации (МФО) служба предлагает еще более широкие исключения (см. врез).

Минэкономразвития предложит поправить законопроект в части сделок с российскими инвесторами, говорит сотрудник ведомства: «Одобрение комиссии не нужно получать, если бенефициар является не только гражданином, но и налоговым резидентом России». Это разгрузит правительство от одобрения большого количества сделок и стимулирует предпринимателей платить налоги в России, если они этого не делали, объясняет собеседник «Ведомостей». Чтобы считаться налоговым резидентом России, нужно находиться в ней более половины года.

На этапе согласования возможны любые корректировки законопроекта, говорит сотрудник ФАС. Первое согласительное совещание возможно в конце недели, отмечает он: «Если подобная схема будет признана обоснованной и реализуемой, то может быть принята за основу».

Законопроект в администрацию президента пока не поступал, но ее сотрудник считает налоговое резидентство разумным критерием. Идею Минэкономразвития поддерживает и чиновник аппарата правительства.

«Даже если будет принята концепция Минэкономразвития, то проблемой для российского бизнеса новое законодательство не станет», – уверен управляющий партнер Legal Solutions Давид Акопян: большинство российских предпринимателей являются налоговыми резидентами РФ, а иностранные, работающие в России, – нет.

По действующей редакции закона «Ренове» придется получать согласование комиссии для двух готовящихся сделок, говорит предправления группы Алексей Москов: «Если принятие поправок ускорят, то согласия, видимо, не потребуется, причем не имеет значения, будет ли поддержана идея Минэкономразвития». Он опроверг, что председатель совета директоров «Реновы» Виктор Вексельберг – налоговый резидент Швейцарии: «Вексельберг большую часть времени проводит в России, а паушальный налог в Швейцарии – де-факто плата за возможность ведения бизнеса в этой стране».

Основатель нефтетрейдера Gunvor и совладелец «Новатэка» Геннадий Тимченко в 1992–2002 гг. платил налоги в Финляндии, потом переехал в Швейцарию. У него по-прежнему финское гражданство, говорит его представитель, а где Тимченко платит налоги, он уточнить не смог. Структуры бизнесмена неоднократно обращались в комиссию, и все процедуры были пройдены в срок, отмечает он. В декабре 2009 г. были одобрены заявки двух «дочек» люксембургского фонда Volga Resources (основной владелец – Тимченко) на консолидацию более 20% акций «Новатэка».

Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев не исключает, что некоторые российские предприниматели, живущие за рубежом, решат для совершения какой-то сделки на время переехать в Россию: «Но в каждом конкретном случае нужно просчитать целесообразность такого решения».

Если предприниматель до этого не стал налоговым резидентом страны, где подоходный налог один из самых низких в мире, то вряд ли изменит свое мнение, полагает Москов: «К тому же предприниматели уже привыкли к необходимости подобных разрешений, и в договоре между сторонами всегда пишется, что условия сделки вступают в силу после получения разрешений от государства». Вывод сделок с российскими бенефициарами из-под действия закона нужен не только бизнесу, но и властям, считает Москов: это избавит их от большого количества ненужной бумажной работы.