Российский ВВП растет, но очень медленно

Экономика разгоняется, но очень медленно: в I квартале 2010 г. ВВП вырос на 4,5%. Дорогая нефть увеличивает доходы бизнеса, но инвестировать в экономику он не готов

В I квартале ВВП вырос на 4,5% в годовом выражении, опубликовало оценку Минэкономразвития. Она незначительно выше обнародованной премьером Владимиром Путиным на прошлой неделе – 4,4%. Прогноз Минэкономразвития на этот год – 4,2%.

«В этом году экономика продолжит ползти», – пессимистичен Миронов: не хватает драйвера – ни торговля, ни экспорт, ни инвестиции, ни госрасходы пока не могут взять на себя эту роль. Надежда российской экономики – благоприятные цены на сырье и переход к либеральной экономической политике, пишет Владимир Тихомиров из ФК «Открытие», тогда ВВП сможет расти на 4–5% в год. ВВП может прибавлять более 4% в 2012–2014 гг., но в случае падения средних нефтяных цен на 25–30% темпы могут упасть вдвое, а дефицит бюджета вырастет в 1,5–2 раза, сказала вчера министр экономического развития Эльвира Набиуллина (цитата по «Интерфаксу»). Даже при таком слабом росте страна с изношенной инфраструктурой обрекает себя на отставание, констатирует Миронов.

В начале года рост заметно ослаб (в I квартале к IV замедлился до 1,3 с 2,8%), но набирает темпы, пишет Минэкономразвития: в марте экономика увеличилась к предыдущему месяцу на 0,3%, за февраль – на 0,2%, за январь – на 0,1% (со снятой сезонностью). Сказалось значительное снижение инвестиционного спроса в январе, затем ситуация улучшалась (за март – рост на 1,5%), но объем инвестиций все еще на 1,7% меньше, чем год назад, констатирует министерство. Отрицательный вклад внесла внешняя торговля: резко увеличился спрос на импорт, замедлился рост экспорта. Таким образом, в I квартале драйвером экономики были в первую очередь потребительские расходы и запасы.

Но росту торговли мешают замедление роста реальных денежных доходов населения (снизились на 2,9%) и высокая инфляция, признает Минэкономразвития: в этом году реальные доходы вырастут лишь на 1,5% (исторический минимум), прогноз роста розницы понижен на 1 процентный пункт до 3,8%.

«Итоги слабые, даже неожиданно слабые, подвели инвестиции», – расстроен Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики.

Экономика почти не реагирует на улучшение конъюнктуры (прогноз цены на нефть Минэкономразвития увеличило с $81 до $105, а прогноз роста ВВП остался 4,2%), удивлен Владимир Сальников из ЦМАКП, у бизнеса есть финансы, но он не спешит их вкладывать.

Мешает плохой инвестклимат, считает Миронов. Выросли страховые взносы, нет определенности с налогами в нефтяном секторе, зато есть политическая неопределенность, связанная с выборами; неясно будущее тарифов монополий (Минэкономразвития предлагает ограничить их рост в 2012–2014 гг. уровнем, близким к инфляции), перечисляет Миронов: «Не до инвестиций». Замедление может оказаться временным, допускает он (см. врез).

Предпринимателям важно понять, кто станет следующим президентом, говорит совладелец ГК «Виктория» Николай Власенко, это важнее и налогов, и тарифов. Кто будет президентом, важно только для отдельных компаний, плотно инкорпорированных в административные схемы, не согласен руководитель крупной промышленной компании.

Неопределенности хватает во всем мире, растет конкуренция соседних экономик – Казахстана, Украины, прибалтийских стран, считает Антон Данилов-Данильян из «Деловой России».