Участие России в международных проектах нефтепроводов в обход проливов

России не удается решить проблему пробок в черноморских проливах: строительство трубопровода Бургас – Александруполис под вопросом из-за нерасторопности Болгарии, переговоры по проекту Самсун – Джейхан заморожены из-за нежелания Турции предоставить свою территорию для строительства «Южного потока»
ИТАР-ТАСС

Россия, Греция и Болгария договорились построить трубопровод Бургас – Александруполис в 1995 г., но межправительственное соглашение было заключено только в 2007 г. Оператор – Trans-Balkan Pipeline B.V. (51% у России, оставшееся поровну у Греции и Болгарии). Учредители российского участника – «Транснефть» (33,34%), «Роснефть» и «Газпром нефть» (по 33,33%). «Транснефть» ранее оценивала стоимость проекта в 1 млрд евро.

Оба нефтепровода одновременно не нужны, уверен гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: это конкурирующие проекты. Согласие России присоединиться к строительству Самсун – Джейхан и возможный отказ от него могут быть связаны с переговорами по другому масштабному энергетическому проекту, считают эксперты. В обмен Москва надеялась заручиться согласием Турции на прокладку по ее территории газопровода «Южный поток», замечает Симонов, но Анкара тянет с решением. Это подтверждают и в правительстве. Россия согласилась обсуждать возможность вхождения в проект Самсун – Джейхан, но Турция не выполняет юридических обязательств по «Южному потоку», говорит Песков.

Россия осенью может заморозить переговоры по строительству нефтепровода Бургас – Александруполис, по похожему проекту Самсун – Джейхан переговоры уже приостановлены, заявил в пятницу вице-президент «Транснефти» Михаил Барков (цитаты по «Интерфаксу»).

Обе трубы задумывались как альтернатива танкерным поставкам через Босфор и Дарданеллы. Проливы перегружены, турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган говорил, что Турция намерена к 2023 г. построить канал-дублер Стамбульский.

Труба длиной около 300 км должна соединить болгарский порт Бургас и греческий Александруполис, ее проектная мощность – 35 млн т с возможностью расширения до 50 млн т. В 2009 г. сменившееся болгарское правительство усомнилось в экологической безопасности проекта и с тех пор неоднократно откладывало рассмотрение результатов экспертизы. Болгария не погашает долг по проекту (на начало года – 7,3 млн евро, долг Греции был 129 млн евро. – «Ведомости») и не участвует в финансировании, все обеспечивает российская сторона, сетовал ранее Барков. В конце августа София отложила рассмотрение экологического обоснования до конца октября, сообщал представитель болгарского министерства энергетики и охраны окружающей среды (связаться с ним не удалось). Судя по заявлениям властей страны, решение будет отрицательным и после этого будет включен «спящий режим», уточнил Барков «Ведомостям». Россия не намерена полностью отказываться от проекта, подчеркнул он. По его словам, это интересный проект, одобренный ЕС (по «Инерфаксу»). Представители «Роснефти» и «Газпром нефти» от комментариев отказались. Россия готова и в дальнейшем выполнять свои обязательства по проекту Бургас – Александруполис, чего нельзя сказать о болгарской стороне, подтверждает пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, пока продолжать переговоры невозможно.

Запасным вариантом был нефтепровод Самсун – Джейхан: с севера на юг Турции, длина – около 550 км, проектная мощность – 50 млн т, участники – итальянская Eni и турецкая Сalik (по 50%). В 2009 г., когда начались проблемы с Болгарией, «Роснефть» и «Транснефть» подписали меморандум о взаимопонимании с участниками проекта. С тех пор шли переговоры о присоединении России. «Транснефть» оценивала проект в $4 млрд. При этом в мае 2010 г. во время визита президента Дмитрия Медведева в Турцию вице-премьер Игорь Сечин обещал, что Россия вложит $3 млрд.

Сейчас переговоры фактически прекратились, поскольку Турция не дает нормального экономического обоснования, говорит Барков. Стоимость транспортировки тонны нефти составит $19–20, а перевозка по проливам обходится в $6–8, привел он оценки, пока проект экономически нецелесообразен. Турция может сделать его рентабельным, а сейчас трубопровод выигрышен только при аварийных ситуациях в проливах, добавил Барков. Необходимо дополнительно проанализировать экономическую целесообразность Самсун – Джейхан, замечает Песков. Получить комментарии минэнерго Турции не удалось.

Один из нефтепроводов все же будет построен, считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов, проливы действительно перегружены, особенно в зимний период. Впрочем, отказ от обоих проектов на российском экспорте никак не скажется, говорит Борисов: сейчас нефтяникам есть из чего выбрать благодаря ВСТО-2 и БТС-2.