Приходит Путин, уходят иллюзии

Путин возвращается к власти. Об этом говорят все, кто вхож в высокие кабинеты или общается с их обитателями. Этого ждут политики, чиновники, бизнесмены. Это событие предвкушают "путинцы", с ним почти смирились "медведевцы". Это чувствует, судя по соцопросам, население, рейтинг Медведева тает, как снежная горка по весне. Это демонстрирует сам Путин, который выглядит моложе, сильнее и веселее, чем четыре года назад. Все смотрят только на него. Следят за каждым его жестом, цитируют каждое слово. Уже некоторые иностранные лидеры не едут в Москву, если для встречи с ними нет места в премьерском графике. Кажется, теперь не так важно, будут ли сделаны соответствующие объявления в сентябре или декабре.

А в либеральном лагере с каждым днем нарастает чувство разочарования. Ощущение, что снова кинули. Что надежды, появившиеся было с приходом к власти просвещенного преемника, президента-либерала, правителя-реформатора, оказались ни на чем не основаны.

Хотя вроде бы основания были. Их давало общее понимание болезни, ее запущенности. Их давал сам Медведев. Который, как казалось, сделал точный диагноз, выписывал адекватный рецепт и имел все полномочия для терапии и даже хирургии. Не либералы - он сам говорил о тотальной коррупции и политическом застое. Требовал, чтобы перестали кошмарить бизнес, и обещал, что будет услышан голос меньшинства. Твердил, что свобода лучше, чем несвобода.

Хотя, как проясняется задним числом, наивно было предполагать, что второй президент временно отдаст полномочия третьему, дабы тот демонтировал созданную предшественником систему. Глупо было ожидать, что преемник, взгромоздившись на главный сук власти, станет рубить его под самим собой.

И вот теперь, если отбросить популистские посулы и не считать реформами их имитацию, можно увидеть, что в главном система не изменилась. А кое-какие ее черты даже усугубились.

Именно при Медведеве снова резко выросла налоговая нагрузка на бизнес. А российских капитализм стал еще больше похож на госкапитализм.  Именно при нем стали повсеместно сворачивать последний институт прямых выборов людей, принимающих решение, - мэров крупных городов. А недовольных, собирающихся на городских площадях, бьют пуще прежнего. Именно при нем — несмотря на заверения в либерализме - партии окончательно утратили политическую автономию, а любая попытка выйти из-под госопеки оборачивается жестокой поркой (как в случае с Прохоровым).

Именно при путинском преемнике был замучен в тюрьме Сергей Магнитский, а Михаил Ходорковский получил второй срок, почти вдвое больший первого. Именно при Медведеве Россия впервые в постсоветской истории вступила в войну с другой страной и оккупировала ее территорию. Именно по его инициативе было впервые с 1993 г. изменено ключевое положение Конституции ради увеличения в полтора раза президентского срока. Что позволит Путину сжимать главный штурвал еще 12 лет.

Путин, собственно, никуда и не уходил. Страна идет на всех парах его курсом. Его славное правление не прекращалось. Если ничего экстраординарного не произойдет, а Конституцию снова не подправят, фактическое пребывание Владимира Владимировича у власти, которое следует отсчитывать с 2000 г., может составить 24 года. Больше, чем у Брежнева, и чуть меньше, чем у Сталина. Впрочем, он и сталинский рекорд в силах побить, если в 2018 г. снова временно и якобы уступит власть преемнику. Остается только надеяться, что у здравомыслящей части общества (если таковая тут останется) уже не будет иллюзий, что режим готов к самомодернизации и самоограничению.