Медведев с большим отрывом опережает Путина

Дмитрий Медведев и Владимир Путин никак не объявят, кто из них будет баллотироваться в президенты, но по «предвыборному» бюджетному популизму Медведев лидирует с большим отрывом
А.Махонин

Сегодня правительство рассмотрит проект бюджета на 2012 г. и плановый период до 2014 г. Чиновники правительства в неофициальных беседах называют бюджет предвыборным. Это значит, что оба возможных кандидата в президенты – и президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин – отказываются от принятия непопулярных бюджетных решений (например, реформирования социальных обязательств), зато наперегонки увеличивают расходы казны. Ситуация в тандеме сказывается на характере бюджета, признает чиновник правительства: «Накануне решения, кто пойдет [на президентские выборы в 2012 г.], никто не готов брать на себя трудные решения, наоборот, есть соперничество, кто даст больше».

Согласно проекту бюджета в 2012 г. расходы составят 12,7 трлн руб., в 2013 г. – 13,7 трлн руб., а в 2014 г. – 14,6 трлн руб. «Ведомости» посчитали, кто из членов тандема пролоббировал больше расходов в этом бюджете. Лидером наращивания расходов в этом сезоне можно назвать Медведева, он за три будущих года прибавил почти 2,5 трлн руб. Путин прибавил гораздо меньше: 1,1 трлн руб.

Чтобы выявить происхождение трат из казны – что именно лоббируют Медведев и Путин, – «Ведомости» опросили нескольких чиновников экономических ведомств, участвующих в составлении бюджета, и воспользовались рабочими материалами к заседанию правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, из которых видно нарастание расходных статей. Посчитать точно дополнительные расходы, инициируемые президентом и премьером, невозможно, полагает высокопоставленный чиновник Минфина, но он согласился с главным выводом «Ведомостей»: Медведев в этом году мощно нарастил свой лоббистский ресурс и сильно обгоняет по этому показателю Путина.

Заботы президента

Уверенное лидерство Медведев держит из-за реформы МВД и армии. Только повышение денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в ближайшие три года обойдется казне почти в 1,7 трлн руб. Это в дополнение к основным расходам по реформе МВД: перевод финансирования полиции на федеральный уровень потребует за трехлетку 567 млрд руб., а дотации регионам, компенсирующие их потери из-за реформы, – 209,5 млрд руб.

Второй по значимости расход бюджета, к которому приложил руку президент, – компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов из-за изменения ставок страховых взносов: 850 млрд руб. за три года. В 2008 г., когда принималось решение о повышении страховых взносов, президент и премьер согласились с увеличением ставок до 34%, потому что были не готовы реформировать пенсионные обязательства, в том числе повышать пенсионный возраст, рассказывает чиновник правительства. Медведев, несмотря на то соглашение, в 2011 г. пошел на снижение ставок страховых взносов накануне выборов (со следующего года общая ставка будет снижена до 30%, но для зарплат выше 512 000 руб. вводится дополнительный сбор в 10%).

Другие статьи расходов президента значительно меньше. Например, Медведев настаивал на выделении 32 млрд руб. на горнолыжные курорты Северного Кавказа, знает чиновник правительства, в бюджете на 2012 г. пока добавили только 12 млрд.

Именно администрация президента настояла на увеличении субсидий средствам массовой информации – за три года на 33 млрд до 126 млрд руб., рассказывает сотрудник одного из экономических ведомств. Индексация денежного довольствия военнослужащих, судей и прокурорских работников за три года составит 171,8 млрд руб., за это тоже надо благодарить президента, отмечает собеседник «Ведомостей». Медведев значительно увеличил расходы на проекты управделами президента – с 0,3 млрд до 4,8 млрд руб., настоял на выделении средств на создание патентного суда (1,9 млрд руб.) и добавил средства для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны (12 млрд руб. в 2012 г.). Гуманизация уголовного законодательства и введение новых видов наказаний, не связанных с лишением свободы, в следующем году потребуют 2,9 млрд руб. Раньше на эти цели средства вообще не выделялись.

Заботы премьера

Запросы премьер-министра выглядят гораздо скромнее, но лишь потому, что не на его счету дорогостоящая реформа МВД и снижение ставки страховых взносов. Путинская дополнительная индексация зарплат бюджетникам, как и модернизация образования, прибавляет бюджету по 40 млрд руб. в год. Если сложить все добавки по федеральным целевым программам (ФЦП), то увеличение составит еще по 100 млрд руб. в год.

Путин предпочитает добавлять на конкретные проекты. Например, при его поддержке в 2012–2014 гг. будет выделено 17,3 млрд руб. на строительство объектов морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал.

Не жалеет денег премьер на саммит АТЭС, который в следующем году должен пройти во Владивостоке. Например, он одобрил дополнительное выделение 1 млрд руб. в 2012 г. на строительство корпуса Дальневосточного университета на острове Русский и удвоил смету на проведение самого мероприятия (с 2,4 млрд до 5 млрд руб.). Еще Владивостоку дадут больше на 3,8 млрд руб., чтобы он развивался как центр международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (сначала планировалось выделение на эти цели лишь 0,6 млрд руб.).

Не скупится Путин на праздники. При его поддержке траты на мероприятия, связанные с празднованием знаменательных дат в регионах, выросли с 3,2 млрд до 17,9 млрд руб.

В отличие от Медведева, который наращивает субсидии СМИ, Путин добавляет денег кино. Премьер увеличил расходы на мероприятия в области культуры и кинематографии в ближайшие три года с 17,7 млрд до 24,7 млрд руб. Медведев лоббирует создание туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, а Путин увеличивает расходы по ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики в 2008–2012 гг.». Благодаря ему Чечня в следующем году дополнительно получит 12,2 млрд руб.

Про главное забыли

Во всех странах перед выборами расходы растут, на это влияют политические лидеры, говорит чиновник Минфина: «Это нормально. Все страны прогибаются под общественным мнением для повышения рейтинга партий». По его мнению, европейские страны, прошедшие длинный путь повышения расходов и создания социальных государств, теперь пожинают плоды – ставки налогов и величины госдолга достигли пределов. «Кризис глубокий, никто не способен сокращать потребление, Россия не исключение», – рассуждает он. Бюджет следующего года должен быть антикризисным, его главная цель – демпфировать возможные последствия мировых потрясений, говорит партнер ФБК Игорь Николаев: «А получился обычный популистский бюджет с вкусовыми добавками лидеров в 3,6 трлн руб.». Получается, что в бюджете нет самого главного, расстроен он.