Как Минтранс наведет порядок

Укрупнение авиакомпаний, более жесткие требования к подготовке пилотов, модернизация аэропортов – так Минтранс пытается привести российскую авиацию в чувство
С.Портер

Вчера министр транспорта Игорь Левитин и руководитель Росавиации Александр Нерадько отчитались перед депутатами Госдумы, как их ведомства планируют навести порядок в авиации. Например, нужно сокращать число авиакомпаний, ведь крупные перевозчики лучше следят за парком и подготовкой пилотов, отмечали чиновники. С 2000 г. число авиакомпаний в России уже сократилось в 2,2 раза, сообщил Нерадько, в 2011 г. аннулированы сертификаты у 23 перевозчиков, не создано ни одной новой авиакомпании.

Парк воздушных судов сильно изношен, а заметная часть аэродромной и аэропортовой инфраструктуры устарела, перечислял проблемы московский межрегиональный транспортный прокурор Владимир Тюльков (его слова передал «Интерфакс»). В России 1523 самолета, в том числе 479 иномарок, а средний возраст парка – 21 год, указал Левитин. При этом российские авиапроизводители в течение последних 10 лет выпустили только 52 самолета, напомнил министр. Чтобы поддерживать парк в рабочем состоянии, авиастроители должны решить, кто из них будет обслуживать и обеспечивать запасными частями самолеты, уже снятые с производства, но еще летающие, указал Левитин. Острее всего ощущается нехватка самолетов для региональных и местных авиалиний (вместимостью до 50 кресел), подчеркнул он. Поэтому Минтранс предлагает разработать программу по выпуску таких судов и закупать иномарки, в том числе с госпомощью. Схемы господдержки еще только предстоит разработать, уточнил представитель министерства. Росавиация же намерена сделать так, чтобы каждый новый тип судов поступал в авиакомпании вместе с тренажерами для подготовки пилотов, добавил Нерадько: в противном случае эксплуатация таких лайнеров будет запрещена.

Не обошли чиновники стороной и аэропортовое хозяйство. В аэропортовую инфраструктуру, строительство взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек до 2020 г. бюджет планирует вложить 160 млрд руб. Всего на модернизацию аэропортов и совершенствование единой системы организации воздушного движения планируется потратить 470 млрд руб., говорил в апреле президент Дмитрий Медведев. Модернизировать аэропорты давно пора, некоторые крупные региональные аэропорты не оборудованы точной системой захода на посадку, говорит топ-менеджер крупной авиакомпании. А некоторые аэропорты, например в Норильске и Петропавловске-Камчатском, не работают в ночное время, что тоже тормозит развитие авиаперевозок, посетовал вчера гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов.

Оппозиционные фракции КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», заслушав доклады, предложили уволить Левитина. «Многочисленные аварии и человеческие жертвы говорят о том, что этот министр не вправе занимать свою должность», – негодовал лидер справороссов Сергей Миронов (цитата по «Прайм»). Министра защитил вице-спикер Госдумы от «Единой России» Валерий Язев, призвав коллег не устраивать «охоту на ведьм».

Укрупнять авиакомпании нужно аккуратно, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов, иначе это обернется монополизмом на отдельных направлениях и резким ростом цен. А вот инфраструктурой давно пора заняться, отмечает он.