Путин открестился от бизнеса Тимченко и вступился за "Транснефть"

С совладельцем Gunvor премьер знаком давно, но никаких дел не имел; при строительстве ВСТО ничего противозаконного не было
пресс-служба премьер-министра

Премьер-министр Владимир Путин на встрече с российскими писателями и книгоиздателями заявил, что не имеет никакого отношения к бизнесу совладельца нефтетрейдера Gunvor Геннадия Тимченко, а также вступился за «Транснефть», которую инвестор-активист Алексей Навальный обвинял в пропаже $4 млрд при строительстве нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), предназначенного для транспортировки российской нефти на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Самый денежный актив Тимченко, о котором известно, — нефтетрейдер Gunvor, быстро выросший из небольшой компании (основана в 1997 г. в Швейцарии) в одного из мировых гигантов благодаря сотрудничеству с «Роснефтью» и «Сургутнетегазом». Тимченко вместе с шведским бизнесменом Торбьорном Торнквистом владеют в равных долях более 90% акций Gunvor, остальные акции — у трастового фонда, действующего в интересах топ-менеджмента. Выручка за 2010 г. — $65 млрд, прибыль не раскрывается.

Путин - писателям. О свободе

"Пускай у нас у всех будет максимальная свобода, но давайте при этом никогда не забывать про совесть"

О критике власти

"Что касается того, ругать власть хлеще или, наоборот, помягче, это уже не самоцель - ругать власть. Это должно быть сделано талантливо, любая критика должна быть талантливой. И самое главное, на мой взгляд, чтобы этот процесс был лишен - никого не хочу обидеть - самолюбования, чтобы это было по существу, заинтересованно, тогда наверняка будет реакция"

О любви россиян к советам

"Это все умеют и знают, как играть в футбол, все умеют и знают, как играть в хоккей, все умеют и знают, как управлять страной, экономикой, социальной сферой, и все хотят дать совет. На самом деле, это хорошо, когда все хотят дать совет - значит, у нас люди небезразличны"

"Я гражданина Тимченко знаю давно, с периода работы в Петербурге. Он работал со своими друзьями и коллегами в «Киришинефтеоргсинтез» <...> И когда пошел процесс приватизации, они отделили свою часть, которая занималась экспортом нефти, нефтепродуктов. Просто сделали частную компанию, где-то в самом начале 1990-х годов. И вот постепенно начали эту компанию развивать. Он пришел в бизнес не вчера, не позавчера – с первого шага, когда была разрешена приватизация. И уверяю вас (я знаю, что много пишут по этому вопросу), абсолютно без всякого моего участия, они просто создали компанию и работали", - сказал Путин,  отвечая на вопрос писателя Захара Прилепина, поинтересовавшегося мнением премьера по поводу того, что крупный бизнесмен, экспортирующий львиную долю российской нефти, имеет финское гражданство (цитаты по сайту премьера).

"И когда объёмы стали такими, что потребовалось, чтобы кто-то из них обязательно был на той стороне границы, организовывал эту работу. Вот как я себе представляю, они и выбрали его для того, чтобы он переехал туда и там продолжил корпоративную работу. И, насколько мне известно, действительно принял это финское гражданство, но он является гражданином России, насколько мне известно, тоже. И всё это делается не из-за того, что ему хорошо или плохо, а делается из-за того, что у нас нет безвизового режима с Европой и невозможно организовывать работу должным образом. И такая проблема у многих представителей бизнеса. Только процентов 90 скрывают, что имеют грин-карты или гражданство, а он нет, вот и все", - добавил премьер, отвечая на вопрос писателя.

"Насколько мне известно, господин Тимченко является гражданином Российской Федерации, а всё, что связано с его бизнес-интересами там, это его личное дело, я никогда туда не лез и лезть не собираюсь. Надеюсь, что и он в мои дела никогда нос совать не будет", - заключил Путин.

Комментируя обвинения в хищении в "Транснефти" $4 млрд при строительстве ВСТО, Путин неожиданно предложил не считать уголовно наказуемым нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1. УК РФ). "Есть нарушения, которые не являются уголовно наказуемыми, – это нецелевое расходование средств. Не по «Транснефти», а по региону, любому… Допустим, губернатор обязан истратить деньги (условно) на жилищное строительство, а он направил на улучшение здравоохранения (очень условно). Он, в принципе, нецелевым образом израсходовал деньги, но это не преступление – ничего не украл. В принципе, то же самое может быть и у «Транснефти». Предполагалось, что они истратят деньги по одному направлению, а они истратили по другому", - сказал премьер.

"В принципе то, что проверяет Счётная палата – она должна проверять и проверяет в основном по закону, она должна так действовать, – траты бюджетного характера. «Транснефть» – это коммерческая организация. Они могут проверить и сказать: «Да, ребята, посмотрите, у вас там, чего-то, не бьёт по экономике». А если там есть уголовно наказуемые вещи, они передают в прокуратуру. Уверяю вас, если бы там было что-то уголовно наказуемое, там бы уже люди сидели за решёткой", - добавил Путин.

"Владимир Владимирович находится в отличной спортивной форме и готов и на 6, и на 12 лет выслушивать подобные вопросы и давать столь же легкие, умные и афористичные ответы", - поделился Прилепин с "Эхом Москвы" своем впечатлением от общения с Путиным.

Кто такой Тимченко

Про Тимченко известно немного, только в 2008 г. он стал давать комментарии прессе. Предпринимателю 58 лет, он живет в Швейцарии и Монако (данные SmartMoney). В 1980-х гг., по версии СМИ, служил вместе с Путиным в КГБ (сам Тимченко отрицал это в интервью WSJ).

Тимченко также принадлежит 23,49% акций крупнейшей частной российской компании «Новатэк» и почти 80% акций одного из крупнейших подрядчиков «Газпрома» компании «Стройтрансгаз». В 2011 г. Forbes оценил состояние Тимченко в $5,5 млрд.

Навальный против «Транснефти»

Свои обвинения Навальный, требующий привлечь экс-менеджеров «Транснефти» к уголовной ответственности, основывает на оказавшихся в его распоряжении документах, якобы предоставленных компанией Счетной палате в 2008 г. (материалы выложены для свободного ознакомления на его сайте). После обнародования скандальных документов в ноябре 2010 г. глава Счетной палаты Сергей Степашин говорил, что его ведомство не выявляло миллиардных хищений при строительстве ВСТО. Представитель «Транснефти» говорил, что проверка была инициирована новым руководством компании (с 1999 г. «Транснефть» возглавлял Семен Вайншток, в октябре 2007 г. его сменил Николай Токарев), отказываясь комментировать обвинения Навального.

Два бывших управленца "Транснефти" говорили "Ведомостям", что аудит Счетной палаты был инициирован новым менеджментом «Транснефти». Материалы, опубликованные Навальным, «Транснефть» подготовила специально для того, чтобы был повод начать проверку, говорили они. Многие факты там передернуты и не соответствуют действительности, утверждает один из них. Ведомство проверило, как строилась труба с 2004 г. по первое полугодие 2008 г. Настойчивые просьбы Счетной палаты предоставить документы за последующие периоды, когда проектом занималась уже новая команда, «Транснефть» отклонила.