Березовский отверг обвинения адвокатов Абрамовича во взяточничестве

По его словам, даже в 90-х гг. не обязательно было иметь политическое прикрытие, чтобы выстроить бизнес "с нуля"
PA Photos/ ИТАР-ТАСС

Борис Березовский, дающий сегодня в лондонском Высоком суде свидетельские показания в рамках иска к Роману Абрамовичу, отверг какие-либо обвинения во взяточничестве в свой адрес.

По его словам, даже в 90-х гг. не обязательно было иметь политическое прикрытие или влияние, чтобы "выстроить бизнес". Березовский сослался на собственный пример - "выстроил "ЛогоВАЗ" с нуля". Он отметил, что в 90-х гг. в России была коррупция, а сейчас ее в стране гораздо больше.

Отвечая на вопрос о своих отношениях в 90-е гг. с дочерью президента Бориса Ельцина Татьяной Дьяченко и ее мужем Валентином Юмашевым, Березовский заявил, что он поначалу, до тех пор пока не заинтересовался политикой, не пользовался этими связями для построения бизнеса. По его словам, его основной целью было обеспечение политической стабильности через влияние в СМИ.

Березовский также опроверг утверждение адвоката Абрамовича о том, что, выстраивая свой бизнес, он оказывал давление на родственников Ельцина: "Давление - не мой способ воздействия, а мой метод - убеждение, мне удалось убедить их".

При этом Березовский отказался отвечать на вопросы о своей декларации о доходах. По его словам, в 90-е гг. госслужащие не были обязаны обнародовать данные о своих доходах (цитаты по РАПСИ).

Как отмечает РАПСИ, после того как адвокат Абрамовича зачитал выдержки из судебных материалов по разбирательству между Березовским и журналом Forbes, в соответствии с которыми он получил контроль над ОРТ благодаря коррупционной схеме, опальный олигарх начал путаться в показаниях и запинаться, посетовав, что его английский "оставляет желать лучшего". В своих ответах он стал использовать все более простые формулировки, однако по-прежнему дает показания на английском.

Тот факт, что до 2001 г. он отрицал наличие у него каких-либо акций "Сибнефти", Березовский объяснил тем, что у них с Абрамовичем была соответствующая договоренность. Уехав из России, он счел, что никаких обязательств перед Абрамовичем у него уже нет. Березовский утверждает, что его подвела излишняя доверчивость. "Абрамович меня предал", - заявил он, пояснив, что Абрамовичу отдали 50% акций "Сибнефти", а у него и Патаркацишвили было по 25%. Кроме того, Абрамовичу доверили управление компанией, а каким образом оно будет осуществляться, акционеры никогда не обсуждали, со вздохом сказал Березовский.

Адвокат Абрамовича под конец заседания предпринял попытку подытожить показания Березовского: "Получается, что вы, Патаркацишвили и Абрамович лишь распределили акции, а все решения о политике компании, о методах управления "Сибнефтью" возложили на последнего?" "Все было совершенно не так", - заявил Березовский, вызвав недоумение у всех присутствующих в зале, поскольку все пять часов допроса он утверждал именно это. Он продолжит отвечать на вопросы адвоката Абрамовича в пятницу, 7 октября в 12.00 по мск.

То, что Абрамовичу удалось приватизировать «Сибнефть» при помощи коррупции, признал накануне адвокат миллиардера Джонатан Сампшн. «Нельзя было заниматься бизнесом, не имея выхода на власть, — заявил он. — Если у тебя самого не было власти, следовало выйти на крестного отца, у которого она была». По его словам, Березовский, у которого сложились дружеские отношения с членами семьи президента Бориса Ельцина, предоставлял как раз такие услуги.

Адвокат описал, как Березовский в 1995 г. уговорил Ельцина создать «Сибнефть» и приватизировать ее так, чтобы она оказалась у Абрамовича. По условиям сделки «Сибнефть» следовало использовать как источник финансирования телеканала ОРТ, который Березовский тогда контролировал и который должен был поддержать Ельцина на президентских выборах 1996 г. Сделка была «коррупционной», признал Сампшн, уточнив, что в то время так строился весь бизнес в России.

В иске Березовского, поданном в 2007 г., утверждается, что он создал «Сибнефть» вместе с Абрамовичем и покойным ныне Бадри Патаркацишвили. Он же был на залоговом аукционе в декабре 1995 г. и лично отдавал заявку на право управления 51% акций «Сибнефти». Абрамовича в здании Госкомимущества в это время не было, а когда распределялись остальные проценты, председателем конкурсной комиссии был Патаркацишвили, утверждал Березовский. Аукцион выиграла Нефтяная финансовая компания (НФК), предложившая $100,3 млн. Она на 50% принадлежала подконтрольному ему ООО «Вектор-А» и на 50% — Объединенному банку, указал Абрамович в ответе на иск в 2008 г. Владельца этого банка Абрамович не назвал. Березовский утверждал, что его контролировал он с Патаркацишвили.