Нижестоящие суды не учитывают мнение Верховного

Повторный процесс над Алексеем Козловым в московском райсуде начался с тех же нарушений, на которые указывал Верховный суд, отменивший первый приговор

Вчера Пресненский суд Москвы приступил к повторному рассмотрению дела бизнесмена Алексея Козлова. Его обвиняют в том, что в 2007 г. он похитил 626 000 акций ОАО «Искож» на 28 млн руб., используя подложные документы и действуя через фиктивные компании. Вынесенный в 2009 г. Пресненским же судом приговор (восемь лет колонии за мошенничество) был отменен Верховным судом, отметившим неполноту судебного следствия, которое проигнорировало все доводы защиты. Козлов настаивает: акции он купил, а уголовное преследование инициировано его бывшим деловым партнером, экс-сенатором Владимиром Слуцкером.

Судья Татьяна Васюченко сразу дала понять, что намерена держать процесс под контролем: она предупредила присутствующих, что «здесь все говорят с моего разрешения», а «выражение эмоций неуместно», потому что «это не театр».

Новый процесс начался с повторения старого: прокурор зачитала обвинительное заключение со ссылкой на уже недействующее законодательство (формулировки статьи «легализация», которую инкриминируют Козлову, была изменена в 2010 г.). А суд отказался исключить из перечня доказательств ксерокопии документов, которые защита называет фальсифицированными, – в частности, заявление об отставке с 1 марта 2007 г. директора компании «Вендорт трейдс инк» Самойлова (с депозитного счета этой компании были списаны приобретенные Козловым акции «Искож»). По версии следствия, именно отсутствие у Самойлова соответствующих полномочий на момент сделки с акциями подтверждает ее преступный характер. На то, что «суд оставил без внимания, что представленные документы являются копиями», указала коллегия Верховного суда. Доказательства еще не исследовались в судебном процессе, объяснила свое решение Васюченко.

В деле Козлова это уже не первый случай, когда столичные суды не торопятся исправлять ошибки, на которые им прямо указывает Верховный суд. В июле вышестоящая судебная инстанция возбудила надзорное производство и, констатировав нарушение презумпции невиновности, вернула его в Мосгорсуд. Но кассационная коллегия Мосгорсуда подтвердила обвинительный приговор, лишь сократив срок наказания до пяти лет. Это решение было повторно отменено Верховным судом.

Все решения по громким делам принимаются с негласного одобрения руководством Мосгорсуда, говорит адвокат Юрий Гервис. По его мнению, там считают происходящее в столице своей прерогативой и очень болезненно относятся к замечаниям Верховного суда. Поэтому не исключено, что и на этот раз Пресненский суд замечания проигнорирует – связи председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой во властных и правоохранительных структурах предоставляют ей достаточный административный ресурс.