СКР завершил расследование дела врача, лечившего Магнитского в сизо

Врач сизо Бутырки Лариса Литвинова и замначальника сизо по медицине Дмитрий Кратов начинают ознакомление с материалами дела, затем дело передадут в суд
АР

Следственный комитет России заявил о завершении расследования дела о причинах гибели юриста Hermitage Capital, которое было возбуждено в отношении врача сизо Бутырки Ларисы Литвиновой и ее начальника Дмитрия Кратова. Оба начинают знакомиться с материалами дела. Им обоим предъявлены обвинения, сообщает сайт СКР. Кратову, занимавшему в 2009 г. должность замначальника ФБУ ИЗ-77/2 УФСИН России по городу Москве по лечебно-профилактической работе, предъявлено обвинение в халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека. Литвиновой предъявлено обвинение в причинении смерти по неосторожности "вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей".

СКР напоминает, что дело Кратова и Литвиновой было выделено в отдельное производство. Оно было возбуждено 18 июля 2011 г., после того, как была установлена "прямая причинно-следственная связь" между их действиями и смертью Магнитского в сизо. Расследование по основному уголовному делу не завершено и в случае выявления иных лиц, причастных к гибели Магнитского, их также привлекут к ответственности, заверяет Следственный комитет.

В конце сентября фонд Hermitage распространил информацию о том, что мать Сергея Магнитского написала заявление в СКР, в котором просит возбудить уголовное дело по факту умышленного убийства ее сына. В качестве одного из аргументов она прилагает к заявлению рапорт следователя Преображенского следственного отдела СУ СКП по Москве от 2009 г., в котором он предлагает проводить доследственную проверку по смерти Магнитского по ст. 105 УК ("убийство"). Она также приводит факты угроз в адрес сына — анонимные СМС на закрепленный за ним корпоративный телефон — и другие аргументы, которые, по ее мнению, свидетельствуют об умышленном убийстве.

В начале июля 2011 г. на сайте президентского совета были опубликованы материалы рабочей группы по делу Магнитского, в том числе предварительное заключение по трем докладам, которое было представлено президенту Дмитрию Медведеву. Основной посыл заключения — Магнитского оставили умирать без врачебной помощи. «К тому же имеются обоснованные подозрения полагать, что смерть Магнитского была спровоцирована его избиением: впоследствии родственники зафиксировали у него разбитые костяшки пальцев и кровоподтеки на теле», — отмечается в документе.

Как говорится в материалах отчета Общественной наблюдательной комиссии по проверке содержания Магнитского, именно Литвинова приняла решение положить юриста в терапевтическое отделение сизо Бутырки, где он пролежал с 7 октября до 12 ноября 2009 г., почти до самой смерти. Литвинова заявила членам ОНК, что изучала его историю болезни по медкарте. Она не могла не знать, что ему в «Матросской Тишине» было сделано УЗИ брюшной полости. При этом в разговоре с членами ОНК Литвинова сказала, что она «не помнила», что ему показано проведение повторного УЗИ через месяц.

Члены ОНК обратили внимание на то, что и терапевт Литвинова, и Дмитрий Кратов, заместитель начальника сизо по медицине, старались обходить вопрос о повторном УЗИ. На настойчивые вопросы членов ОНК Дмитрий Кратов ответил с большой неохотой: «Для того чтобы отвезти Магнитского на УЗИ в “Матросскую Тишину”, нужен конвой. А когда будет этот конвой, неизвестно».

Непосредственно причастным к гибели Магнитского назван начальник сизо «Матросская Тишина» Иван Прокопенко, который мотивировал перевод юриста в Бутырку за неделю до необходимой операции тем, что «не считает Магнитского больным».

По мнению правозащитников, для рейдерского захвата фирм фонда Hermitage, которые впоследствии были задействованы для хищения 5,4 млрд руб. из бюджета, использовались документы, изъятые подполковником милиции Артемом Кузнецовым и хранившиеся у майора Павла Карпова, — об этом свидетельствуют одинаковые опечатки в документах. Таким образом, сотрудники МВД, которых Магнитский обвинил в мошенничестве, впоследствии расследовали его дело, что создало конфликт интересов. Консультант инвестфонда Hermitage Capital Management Магнитский обвинялся в уклонении от уплаты налогов с организации. Следствие считает, что в сентябре — октябре 2007 г. Магнитский вместе с сообщниками при помощи мошенничества с налоговыми декларациями похитил из госбюджета 5,4 млрд руб. Инвестфонд Hermitage, на который работал Магнитский, утверждает, что эти средства украли рейдеры, а к коррупционной сделке причастны сотрудники правоохранительных органов. С кражей этих денег фонд и связывает уголовное преследование Магнитского.

Впоследствии двое из шести фигурантов дела были приговорены к заключению, остальные, в том числе Магнитский, скончались. По данным Генпрокуратуры, смерть юриста наступила от сердечно-сосудистой недостаточности.