Надо создавать Международный финансовый центр или условия для его появления?

Недавно я видел по телевизору президента, обсуждающего с представителями бизнеса, в том числе иностранного, как я понял, чего не хватает для создания в Москве международного финансового центра. Из краткого новостного репортажа сложно было понять, чего именно. Вопрос, на который я бы хотел получить ответ - надо создавать такой центр или условия для его появления?

Вот отменили мы переход на зимнее и летнее время. Отменили, когда все перешли на зимнее. С Лондоном теперь разница 4 часа, с Европой - 3 часа. В Лондоне, когда народ только подтягивается в офисы, в Москве уже полдень, обед. Москва заканчивает, а Лондон только с обеда возвращается. А ведь огромное количество международных компаний как раз в Лондоне и сидит, и, похоже, они на встрече с президентом были. Да и наши россияне вроде в Лондоне тоже есть.

Понятное дело, буренки теперь не стрессуют из-за внеурочной дойки, что позитивно. Зато трейдеры, брокеры, аналитики и прочий финансовый люд - еще как. Можно было хотя бы отменить этот самый переход не в зимнее, а в летнее время. Глядишь, и международный финансовый центр стал бы на час ближе, а так - на час дальше.

Если говорить серьезно, то географическое положение и ресурсы вполне позволяют России стать современной площадкой для решения вопросов, с которыми сталкиваются мировые финансовые институты. Однако для этого нужно предпринять определенные усилия и практические шаги. Нам потребуется проявить смелость и практичность и внедрить то, что хорошо зарекомендовало себя в других странах - пусть отчасти и в ущерб собственному историческому чувству или политической конъюнктуре.

Рынки и инвесторы предпочитают то, что они знают, то, к чему они привыкли, и знают, что именно они предпочитают. Самостийность здесь считается не достоинством, а скорее недостатком.

Развитие финансовых центров напрямую зависит от обеспечения кадровыми ресурсами. Если международный финансовый центр мыслится как сила глобального масштаба в глазах потенциальных работников этого центра, да и всего мира, Россия должна стать таким местом, где хорошо жить и работать. Чтобы это было действительно так, необходим целый ряд преобразований, которые касаются нынешнего визового режима, системы таможенного регулирования, обеспечения безопасности, транспортной доступности и прочее.

Нам самим надо забывать собственные стереотипы о том, что у нас все плохо.

При столь значительном оттоке капитала из России международные рынки трудно убедить в стабильности страны. Эту проблему не решить правовыми запретами. Никакие инвестиции и реформы не принесут результатов в этой сфере, если у рынков и инвесторов не будет уверенности в том, что в России есть культура серьезного отношения к вопросам корпоративного управления и соблюдения законодательства. Это не значит, что стандарты, установленные на международных рынках, эффективнее - это значит, что рынки и инвесторы ожидают увидеть определенную систему контрольных и защитных мер и убедиться в том, что эти механизмы реально работают. Это чистый прагматизм.

Безусловно, требуется правовая реформа. Это обширная тема. Гражданский кодекс не разрабатывался в расчете на сложные международные финансовые сделки. В Европе есть страны с кодифицированной системой права, которые приспособились к таким условиям. Прежде чем подойти к вопросу о структуре финансовых рынков и другим подобным вопросам, необходима правовая реформа в области финансов и рынка капиталов для устранения или, по крайней мере, для уменьшения нестыковок между данной системой и системами английского или нью-йоркского права, которыми регулируется большинство сделок.

Правовая неопределенность является одним из серьезнейших препятствий, мешающих развитию России в этом направлении. Примеров здесь масса. Вот только один из них. Несмотря на то что право собственности на землю прочно вошло в нашу жизнь, нередки случаи оспаривания сделок пятилетней и даже десятилетней давности по причинам, далеким от права. Все это порождает вопросы использования земли как обеспечительного актива и не позволяет в полной мере развиваться так называемой covered bond programme - финансирования проектов в области недвижимости, что даже сегодня в таких непростых условиях кардинально бы изменило ситуацию на рынке недвижимости с точки зрения участия в таких проектах международного банковского сообщества.

Значительным опытом и ресурсами для подготовки правовых реформ к реализации с учетом политических устремлений страны располагают работающие в России иностранные специалисты. Их надо реально привлекать к работе, а не совещаться по случаю и без. Здесь, как и везде, важен не столько полет научной мысли, сколько опыт коммерческой деятельности. Правовая определенность подразумевает не просто техническое реформирование правовой системы. Она относится и к действиям власти в лице регуляторов, в чьи обязанности входит выдача различных лицензий и согласований, необходимых для ведения экономической деятельности. Прозрачность и определенность в этой сфере имеют особую важность. В рамках радикального пересмотра правовой системы необходимо уделить внимание и вопросу обучения судейского корпуса, чтобы вооружить судей знаниями и опытом для принятия обоснованных решений по сложным финансовым вопросам, что не всегда имеет место в настоящее время.

Международные финансовые центры не рождаются в одночасье волевыми решениями. Создавая условия для работы международных финансовых институтов в России и используя наиболее позитивный опыт в этой сфере, мы однажды услышим и о Москве как об одном из крупнейших международных финансовых центров. Если мы действительно хотим, чтобы он появился, надо запастись терпением, проявить волю и быть последовательными до конца.