«Норникель» помог ФАС закрыть лазейку в законе

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) собирается закрыть лазейку в законе о доступе иностранцев в стратегические отрасли. Она обнаружилась после очередного выкупа «Норникелем» собственных акций

На этой неделе 100%-ная «дочка» «Норникеля» – NN Investment завершила выкуп его 7,71% акций за $4,5 млрд. Это уже второй обратный выкуп для «Норникеля» в этом году. После первого структура «Норникеля» Corbiere стала владельцем 9,23% акций компании. После второго выкупа совокупная доля зарубежных структур «Норникеля» должна была составить 16,94%. А по закону о доступе иностранцев в стратегические отрасли при превышении 10%-ного порога (в ноябре президент Дмитрий Медведев подписал поправки, увеличивающие этот порог до 25%) компания должна получать одобрение на сделку в правительственной комиссии, которую возглавляет премьер-министр Владимир Путин. Но «Норникель» нашел выход из положения. Corbiere передала по сделке репо 7,4% акций «Норникеля» (передается право собственности и голоса), поэтому доля его структур после завершения выкупа составит 9,54%, сообщила компания.

Благодаря «Норникелю» ФАС обнаружила дыру в законе о доступе иностранных инвесторов в стратегические отрасли, сообщил вчера руководитель антимонопольной службы Игорь Артемьев. Можно избежать необходимости согласовывать сделку с правительственной комиссией, передав часть пакета акций в залог по репо, объяснил он (слова Артемьева по «Интерфаксу»).

Акции были переданы финансовым институтам, чтобы привлечь средства для рефинансирования задолженности, реализации стратегических задач и частичного финансирования программы выкупа акций, сказал представитель «Норникеля». Сумму привлеченных средств он не назвал.

Формально «Норникель» имеет право заключать такую сделку, но в результате компания с ее помощью обошла закон об иностранных инвестициях, заметил Артемьев, теперь служба готовит поправки, чтобы закрыть лазейку. Если с учетом сделки репо установленный лимит на иностранные инвестиции превышен, то сделку придется согласовать с правительственной комиссией, объяснил Артемьев суть возможных поправок.

Сейчас тяжело доказать, что компания использовала репо не для привлечения средств, а для того, чтобы обойти требования закона, замечает адвокат «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Лобачев. В законе можно было бы указать, что учитывается не только приобретение доли иностранными инвесторами, но и временная передача собственности, добавляет он. Если компания в течение короткого периода времени – например, менее года – выкупила свои акции, а затем продавала их инвесторам маленькими пакетами, то сделка, в результате которой суммарно будет превышен порог для иностранных инвестиций, должна подлежать согласованию, рассуждает партнер «Нерр» Илья Рачков.

Ни один из юристов, опрошенных «Ведомостями», не смог назвать другие российские компании, которым заключение сделок репо с иностранцами позволило бы не обращаться в правительственную комиссию.