Чего боится Путин

В понедельник премьер-министр Владимир Путин объявил войну офшорам. Он заявил, что российскую экономику, и в первую очередь ее стратегические отрасли, надо вывести из «офшорной тени» и, вообще, пора заканчивать с наследием офшоров — это приоритетная задача правительства в предстоящий период.

Почему премьер вдруг объявил войну им же самим выстроенной системе, на которую все эти годы он и его команда благополучно опирались?

Возможно, все дело в предстоящих мартовских выборах. А может, и в том, что эта самая система начала давать сбои.

Сведения об офшорах, куда могут перечисляться деньги российских чиновников, перестают быть тайной за семью печатями. Две недели назад это показало американское издание Barron's, куда просочилась информация о том, как первый вице-премьер Игорь Шувалов делал бизнес с миллиардером Алишером Усмановым и как офшор Sevenkey, бенефициаром которого в 2004 г. был тот же Шувалов, заработал на этой сделке десятки миллионов долларов.

История с Шуваловым — далеко не единственный тревожный звонок для Путина и его окружения. Еще не закончилось скандальное судебное разбирательство бывшего крупного государственного деятеля Бориса Березовского с олигархом Романом Абрамовичем в Лондоне, где тоже было рассказано много чего интересного о взаимодействии российских чиновников с бизнесом.

Все это, конечно, не может не настораживать нашу чиновничью элиту. Высокопоставленные представители власти стали понимать, что не все нажитое непосильным трудом и оказавшееся в офшорах, потом можно беспрепятственно легализовать, выйдя на пенсию и уехав за границу. В таком случае, конечно, надо объявить войну офшорам, перестающим служить надежными местами для хранения денег. И придумать новый, пусть даже и временный инструмент.