Нарышкин пообещал вернуть дискуссии в парламент

Думская оппозиция на первом же заседании продемонстрировала готовность консолидироваться: три фракции дружно голосовали за кандидатов в председатели, альтернативных Сергею Нарышкину
И.Питалев/ Риа Новости

Вчерашнее первое заседание Госдумы шестого созыва было посвящено избранию руководства палаты. Ее председателем, как и ожидалось, стал экс-руководитель администрации президента Сергей Нарышкин – за него проголосовали все 238 единороссов, но только они. Неожиданностью стало консолидированное голосование всех трех оппозиционных фракций за альтернативных кандидатов: за Сергея Миронова («Справедливая Россия») проголосовали 203 депутата, Владимира Жириновского (ЛДПР) поддержали 204 коллеги, а Ивана Мельникова (КПРФ) – 208.

Это стало неожиданностью для единороссов, признает руководитель их фракции Андрей Воробьев. «Получается, что все голосовали против «Единой России», а не за какого-то конкретного кандидата от оппозиции, а эсеры вообще постарались выжать максимум политических дивидендов, задавая те вопросы, которые уже были согласованы временной комиссией, в которую входили и они», – говорит Воробьев.

Решение объединиться и поддержать друг друга у оппозиционных партий созрело буквально за пять минут до голосования – прямо в зале договорились, рассказывает вице-спикер Думы от ЛДПР Игорь Лебедев. Это демонстрирует, что оппозиция все-таки научилась выступать консолидированно, кроме того, это важный политический символ: у единороссов больше нет такого убедительного большинства и им придется активно работать над дисциплиной, чтобы депутаты не пропускали заседания и в зале были необходимые 226 депутатов, отмечает эсер Олег Михеев. Дисциплина депутатов действительно важна, сейчас идет работа над системой особого контроля, говорит Воробьев, но это не совсем зависит от политических обстоятельств – и в прошлом созыве относились к этому внимательно.

Даже объединившись, все три партии не смогут повлиять на проведение закона, но в «Единой России» слишком много недовольных и уважаемых депутатов – им обещали определенные должности в комитете, которые партия в некоторых случаях распределила «непонятным» людям, отмечает Лебедев. Политическая ситуация может развиваться так, что во фракции большинства фактически станет меньше людей, считает член ЦК КПРФ Вадим Соловьев. Именно поэтому единороссы оставили норму регламента, по которой все голосования открытые, чтобы точно знать, кто из их партийцев как проголосовал, уверен Михеев, хотя в ходе подготовки первого заседания оппозиция предлагала ввести тайное голосование.

Кроме того, отмечают собеседники «Ведомостей», в некоторых комитетах может сложится соотношение сил 50 на 50 (прежде всего в тех, которыми управляет оппозиция) и заключения по законопроектам будут не такими, как у правительства и Кремля.

И тогда главной задачей для Нарышкина станет умение договариваться с оппозицией, говорит Соловьев. Вчера Нарышкин подчеркнул, что мнение оппозиции будет не просто выслушиваться, но и учитываться, а Дума станет снова местом для дискуссии. Уже по тому, как он проводил первый совет палаты, чувствуется иной подход, нежели был у Бориса Грызлова, отмечает Лебедев.