Независимые и государственные СМИ предложили разные портреты митингующего

После волны протестов оппозиция прорвала информационную блокаду со стороны государственных СМИ, однако образ оппозиционера в них по-прежнему сильно отличается от того, что дают более независимые издания
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

После волны протестов оппозиция прорвала информационную блокаду со стороны государственных СМИ, однако образ оппозиционера в них по-прежнему сильно отличается от того, что дают более независимые издания. Государственные издания так и не увидели, что на Чистые пруды, Триумфальную и Болотную площади вышел новый митингующий, свидетельствуют данные исследования компании «Медиалогия», проведенного по просьбе Vedomosti.ru.

В исследовании изучается, как российские СМИ освещали акции протеста против фальсификации выборов в Госдуму. Источники были разделены на две группы. В первую попали СМИ с независимой редакционной политикой: к ним были отнесены Forbes.ru, Gazeta.ru, Lenta.ru, Slon.ru, "Ведомости", "Дождь", "Коммерсант", "Коммерсант-Власть", "Коммерсант FM", "Огонек", "Эхо Москвы", сюда же попали две телевизионные программы - "Неделя с Марианной Максимовской" («РЕН ТВ») и "Центральное телевидение" (НТВ). Во вторую группу попали СМИ, контролируемые государством: Vesti.ru, "Вести 24", ИТАР-ТАСС, "Итоги", "Маяк", "Маяк-24", НТВ, Первый канал, "Радио России", "РИА Новости", "Российская газета", "Россия-1".

С 5 по 22 декабря в СМИ первой группы вышло 1259 сообщений о митингах в Москве. СМИ второй группы за тот же период сообщили об акциях в столице 793 раза.

Лексический анализ сообщений независимых СМИ зафиксировал появление принципиально новых слов, которые ранее не использовались при освещении акций оппозиции. «Бизнесмен», «сетевой хомячок», «средний класс», «улыбаться», «хипстер», iPad, iPhone — этих слов и оборотов не было, к примеру, при освещении акции, которая прошла 31 октября на Триумфальной площади. Однако уже в декабре журналистам стало сложно обходиться без этой лексики, поскольку на улицу вышли именно представители среднего класса: менеджеры, бизнесмены, инженеры, программисты. Вместе с собой они принесли «айфоны», «айпады» и прочие гаджеты, без которых не мыслят своей жизни. Митинговать вышло немало и молодых людей, в том числе студенты и представители различных субкультур (в частности, хипстеры).

Коллаж: Дарья Делоне / "Ведомости"

Всю эту разношерстную публику сплотил и вывел на улицу интернет, а точнее, блоги и социальные сети, в которых они проводят по несколько часов в день, за что даже получили прозвище «сетевые хомячки». Однако эта пренебрежительная кличка зазвучала по-новому после выступления на митинге на Чистых прудах Алексея Навального. "Я - сетевой хомячок. И я перегрызу глотки этим скотам!" - заявлял тогда Навальный в адрес фальсификаторов результатов выборов. Среди вышедших на улицу после выборов были и те, кого в России принято называть интеллигенцией.

Лексический анализ сообщений независимых СМИ свидетельствует о том, что они заметили особенности новой публики. Иная картина получилась у государственных СМИ. Большинство из них обратило внимание на волну протестов только после того, как оппозиция попыталась провести 6 декабря несанкционированный митинг на Триумфальной площади.

Коллаж: Дарья Делоне / "Ведомости"

Одной из первых зарождающейся волне посвятила сюжет «Россия-1». В нем особо подчеркивалось, что «в акциях принимали участие не только представители либерального крыла, но и националисты, а в интернете не трудно найти советы, как готовиться к дракам с полицией, что надеть, что взять с собой, как приготовить коктейль Молотова».

Так в новостях об акциях протеста появился артефакт, который на них не использовался. Масла в огонь подлил телеканал FoxNews, который за картинку с митинга на Триумфальной выдал видеозапись беспорядков в Греции, где «коктейль Молотова» действительно применялся. Оба телесюжета обсуждались и в либеральных СМИ, но всерьез о возможности использования зажигательной смеси в ходе столичных акций протеста говорили только СМИ второй группы.

Государственная пресса не заметила ни «сетевых хомячков», ни «айпадов» с «айфонами» у них в руках. В разы меньше СМИ этой группы писали о социальных сетях и блог-площадках. Практически незамеченными остались хипстеры. А улыбки на лицах вышедших на площади людей видели лишь журналисты ИТАР-ТАСС.

В три раза меньше упоминаний об интеллигенции (всего 9 раз) встречается в государственных СМИ. «Средний класс» и молодежь на площадях, по их версии, протестовали, однако протестующая публика детализирована хуже: определения «бизнесмен», «менеджер», «программист» применялись реже. Менее часто в изданиях второй группы упоминается и один из главных символов новой оппозиции — белая ленточка. Не оказалось в государственных изданиях и вытащенного на площади из интернета мема «Партия жуликов и воров». Зато гораздо чаще они использовали слово «несогласный», которое обычно относится к тем нескольким сотням человек, которые каждое 31 число пытаются выйти на Триумфальную площадь в защиту статьи конституции номер 31, определяющей право российских граждан «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации».

Мы попытались в форме коллажа изобразить разницу между двумя митингующими. Надо сказать, что нам пришлось серьезно попотеть, чтобы визуализировать некоторые понятия. Чтобы наглядно показать принадлежность наших героев к среднему классу, миру бизнеса, менеджерам, хипстерам, интеллигенции и сетевым хомячкам, мы использовали образы, которые у нас обычно возникают при упоминании этих слов. Так в коллажах появились деловой костюм, портфель, очень интеллигентные очки и обаятельный хомячок. Размер различных аксессуаров также имеет значение: он варьируется в зависимости от частоты упоминаний этих слов в СМИ.

Частота упоминания некоторых ключевых слов в независимых и подконтрольных государству СМИ

Ключевое словоНезависимые СМИГосударственные СМИ
Twitter / Твиттер17851
Facebook / Фейсбук38084
Livejournal / Живой журнал8929
сетевой хомячок180
молодежь12287
студент10952
бизнесмен6036
владелец5319
менеджер3011
хипстер154
средний класс5629
интеллигенция319
Партия жуликов и воров / ПЖИВ541
цветы5631
белая лента4414
Айфон / iPhone181
Айпад / iPad132
улыбаться253
несогласный114141
коктейль Молотова65

Источник: "Медиалогия"

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more