Российскому бюджету надо прекратить субсидировать предприятия

Бюджету надо избавляться от нахлебников – предприятий, получающих субсидии, советуют правительственные эксперты. Эти расходы мешают экономическому росту, их нужно сократить более чем вдвое
А.Махонин

В 2010 г. на бюджетные субсидии было потрачено 4% ВВП, или 1,8 трлн руб., говорится в итоговом докладе по корректировке стратегии развития России до 2020 г., который правительственные эксперты передали в Белый дом. Эти огромные траты только разбалансируют бюджетную систему и не дают развиваться предприятиям – получателям средств, пишут они.

Минфин всегда выступал за сокращение субсидирования экономики, согласна замминистра финансов Татьяна Нестеренко: субсидии часто искажают стимулы, создают неконкурентную среду и очень коррупционноемки. А вот получатели субсидий не считают их сокращение хорошей идеей. Согласно долгосрочной программе финансирование деятельности «Автодора» на 75% осуществляется за счет субсидий бюджета (около 1 трлн руб.), около 70% из них – на строительство дорог, отказываться от них нельзя, иначе новых дорог не появится, объясняет представитель «Автодора». Железнодорожная инфраструктура и так недофинансирована, до 2015 г. требуется не менее 400 млрд руб. только на обеспечение нынешних объемов перевозок, говорит представитель РЖД, во всем мире государство поддерживает железные дороги. Нужно не просто предлагать сократить господдержку, а указать, какие проекты следует отложить и почему, замечает представитель «Росатома». А представитель Объединенной авиастроительной корпорации считает, что предложения экспертов должны рассмотреть не только чиновники, но и промышленники, тогда можно будет обсуждать их по существу. Высокотехнологичные отрасли пользуются господдержкой как в развитых, так и в развивающихся экономиках, добавляет он. Объем господдержки должен зависеть от ситуации в экономике и на автомобильном рынке, говорит директор внешних связей «АвтоВАЗа» Игорь Буренков. В кризис «АвтоВАЗ» получил через «Ростехнологии» от государства 75 млрд руб. Эти деньги были потрачены на поддержку не только «АвтоВАЗа», но и всей отрасли – в частности, на погашение долгов перед поставщиками, продолжает Буренков, в 2011 г. компания не получала средств из бюджета и уже начала рассчитываться с «Ростехнологиями».

Резкий рост субсидий начался в 2007 г., когда были созданы семь госкорпораций: с 1,7% ВВП в 2006 г. (в среднем среди развитых стран – 1,3%, см. график на стр. 01) до 4,7%. А антикризисные вливания разогнали эти расходы до 5,4% ВВП в 2009 г.

Наиболее крупные субсидии по открытой части бюджета (более половины расходов на оборону и до трети на безопасность засекречены) обойдутся государству в 2011–2013 гг. почти в 2 трлн руб. (см. таблицу). Контроля за эффективностью использования этих денег практически нет, говорится в докладе.

Высокий уровень субсидий связан в основном с поддержкой компаний с госучастием и взносами в уставные капиталы госкорпораций, пишут эксперты. Во время кризиса основными получателями были, например, автомобильная и авиационная промышленность, РЖД, финансовый сектор. Кризис «преимущественно преодолен», считают авторы доклада и предлагают сократить объем субсидий до 1,5% ВВП (в условиях этого года было бы 799,1 млрд руб.). Они призывают переориентировать неконкурентоспособные предприятия на активное привлечение частного капитала.

Субсидия как наркотик, рассуждает сотрудник аппарата правительства, кто подсел, добровольно не откажется, надо снимать с иглы насильно: «Вопрос в том, кто ж этим займется?» Давление со стороны получателей субсидий нарастает, замечает он: «Все хотят денег». Сами эксперты не верят в то, что получится сократить взносы в уставные капиталы крупных корпораций: «Фактически это маловероятно».

Субсидии плюс неэффективный менеджмент дают в сумме неэффективные расходы, говорит главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева: сейчас, как только деньги уходят на баланс госкорпораций, они теряются из виду. Нужно ограничить количество получателей субсидий и установить жесткий контроль за их использованием, считает она, но сейчас снова поставлена цель индустриализации, а она, как правило, несовместима с сокращением субсидий.