Рокировка во власти положила конец модернизации

Фактическая смена власти в стране произошла еще за полгода до президентских выборов. Кандидат Владимир Путин уже расставляет на высшие посты в Кремле и правительстве своих людей

Как принято в России, главная политическая новость прозвучала для большинства неожиданно. 24 сентября на предвыборном съезде «Единой России» было объявлено о рокировке: Путин идет в Кремль, Дмитрий Медведев – в правительство. Главной сенсацией стало то, что Медведев возглавил на выборах и «Единую Россию», которую до этого критиковал, три года демонстрируя равноудаленность от всех партий.

Медведев объяснил уход более высоким рейтингом Путина и их изначальной договоренностью, хотя о желании Медведева остаться у власти ранее открыто говорили его приближенные (в частности, помощник Аркадий Дворкович). Близкие к тандему люди объясняли: Путин не вернется в Кремль, если убедится, что Медведев в главном следует его воле. Но команды Путина и Медведева спорили по многим вопросам, а открытый конфликт произошел после принятия в марте резолюции 1973 СБ ООН, когда Россия не заблокировала участие международных сил в ливийской войне. Путин публично раскритиковал решение Медведева, а тот назвал высказывания премьера «недопустимыми».

С этого момента в политэлите заговорили о том, что вопрос о возвращении Путина решен. Многие уверились в этом в мае, когда он объявил о создании народного фронта, а Медведев на созванной впервые за годы правления большой пресс-конференции вдруг начал делать реверансы в сторону Путина. С созданием фронта политическая инициатива перешла к команде Путина. Под лозунгом обновления штаб фронта во главе с вице-премьером Вячеславом Володиным руководил составлением избирательных списков партии, где не нашлось места для многих партийных тяжеловесов. Несколько списков возглавили члены команды Путина – его заместители.

Участие Медведева в выборах должно было стать для него гарантией сохранения во власти. Руководитель кремлевской администрации Сергей Нарышкин даже допустил, что Медведев возглавит партию. Но эта идея отпала после подведения итогов выборов: поддержка «Единой России» по сравнению с 2007 г. упала на четверть, она лишилась конституционного большинства и едва удержала простое. Среди причин – разочарование возвращением в Кремль Путина, при том что заявленные цели Медведева – либерализация политики, модернизация экономики, борьба с коррупцией, перезагрузка отношений с Западом – так и не были достигнуты.

Стремительно теряющий влияние президент попытался вернуть инициативу, запустив проект «Большое правительство»: формирование органов власти с учетом мнения общества. Но основные кадровые решения произошли в декабре без всякого общественного обсуждения. Не дожидаясь выборов, Путин начал расставлять своих людей на ключевых постах в Госдуме (ее возглавил Нарышкин, а важные комитеты – «фронтовики»), в правительстве – вице-премьером, куратором оборонки стал поддержавший народный фронт Дмитрий Рогозин, в самом Кремле – администрацию возглавил Сергей Иванов, а внутренней политикой занялся Володин. Ответственность за политический кризис была возложена на Владислава Суркова, отправленного в правительство заниматься модернизацией. При том что ее бюджетное финансирование со следующего года резко сокращается.