Как теперь будут проходить выборы в Думу

В новых правилах выборов в Госдуму нет одномандатников: выбирать будут по-прежнему – по партийным спискам. Но у этих списков не будет общефедеральной части, а значит, и общефедерального лидера
М.Стулов/ Ведомости

В декабрьском послании парламенту президента Дмитрия Медведева самой загадочной была инициатива ввести в Думе пропорциональное представительство по 225 округам – чтобы укрепить связи депутатов с избирателями и каждой территории иметь представителя в парламенте.

Помощник президента Аркадий Дворкович и другие чиновники Кремля поняли это так, что может состояться возвращение к выборам одномандатников, так же восприняли слова Медведева и члены Центризбиркома.

Инициатива была не до конца проработанной, и ее внесение отложили до февраля. Позже люди, знавшие о ходе подготовки законопроекта, заверили: об одномандатниках речи все-таки нет. 16 января помощник президента Лариса Брычева подтвердила: одномандатников не появится, выборы по-прежнему будут проводиться исключительно по партспискам. Но в закон о выборах Госдумы будет внесено много изменений, поэтому готовятся не поправки, а новая версия закона.

О новой версии закона «Ведомостям» рассказали два человека, знакомых с его последней правкой. Всю страну раз в 10 лет будут делить на 225 территорий, в каждой будет около 500 000 избирателей, каждому региону (даже с численностью избирателей менее 500 000) будет соответствовать минимум одна территория, но может быть и несколько. По подсчетам эксперта по выборам Михаила Тульского, в Москве будет полтора десятка территорий, в крупных регионах – 2–3. Итоги выборов будут подведены по каждой территории.

Партиям предлагается делить списки на 225 региональных групп – по числу территорий. В каждой группе должно быть от одного до четырех кандидатов в депутаты. В бюллетене квадратик будет стоять напротив названия партии и перечисления одного или нескольких имен кандидатов. Кандидата можно выдвинуть только в одной территориальной группе.

Партия может создать и меньшее число территориальных групп, но минимум – 100 (сейчас максимум – 100, минимум – 70). Прежде можно было составить список так, чтобы одна группа охватывала сразу 2–3 региона. Теперь это запрещено: одна группа соответствует одной территории. И если у партии в данном округе своей группы нет, напротив квадратика будет стоять просто название партии без всяких фамилий.

Это же произойдет, если выдвинется более 10 партий: перечисление их кандидатов займет слишком много места, информация будет вывешена на участках.

Оппозиционным партиям, по мнению главного юриста КПРФ Вадима Соловьева, сложно будет сформировать столько списков и наполнить их яркими людьми – в отличие от «Единой России».

Усилится конкуренция, так как партии должны будут конкурировать за ярких людей и идеи на местах, убеждает близкий к администрации президента человек.

Именно в помощь единороссам, у которых лучше региональная структура и больше влиятельных сторонников на местах, вся реформа и затевается, считает Тульский, но не факт, что получится как задумано: население уже устало от местных начальников.

Больнее всего отсутствие федерального списка ударит по ЛДПР, полагает Тульский: если избиратели, всегда голосующие за Владимира Жириновского и не обязательно ассоциирующие его с партией, не увидят в бюллетене любимой фамилии, они могут проголосовать за кого-то еще.

После подсчета голосов первичное распределение мандатов между партиями пройдет, как и прежде, пропорционально числу полученных голосов – с той лишь разницей, что проходной барьер еще прошлогодними поправками опущен с 7 до 5%. Несколько меняется распределение мандатов между группами. Цена мандата была и остается от 69 000 до 204 000 голосов. Из-за этого шесть регионов даже при максимальной явке и максимальном голосовании за единороссов не смогли получить ни мандата: Чукотка, где чуть более 20 000 избирателей, перечисляет Тульский, а также Ненецкий АО, Магадан, Еврейская АО, Горный Алтай, Камчатка.

По новым правилам, как и прежде, распределение мандатов между группами будет зависеть от числа набранных ими голосов (больше голосов – больше мандатов). Это значит, что малые регионы при первичном распределении все равно ничего не получат, констатирует Тульский. Но шансы получить делегата у них тем не менее возрастают. ЦИК составляет список из таких «обделенных» регионов. И если какой-то мандат окажется вакантным, он по специальной методике достается «обделенному». Получив представителя, регион из списка вычеркивается. Таким областям будут доставаться мандаты губернаторов и чиновников, участвовавших в выборах в качестве «паровозов», предполагает эксперт.

Кандидаты – участники территориальных групп получат большую самостоятельность: они смогут наполнять местные избирательные фонды в том числе из собственных средств и тратить их на агитацию за себя.

В законе появляется два важных нововведения, связанных с контролем за честными выборами: упоминание о видеокамерах на участках и ограничение возможности удалить с участка члена комиссии или наблюдателя. Это можно будет сделать отныне только по судебному решению, а не по желанию председателя избиркома.

Чиновник Кремля не стал комментировать содержание законопроекта, но сообщил, что он еще дорабатывается.