Минтранс пытается избавить авиакомпании от потерь

Российский Минтранс идет на конфликт с ЕС и требует наложить мораторий на систему торговли квотами на выбросы парниковых газов авиаперевозчиками (ETS). Одному только «Аэрофлоту» программа обойдется в $40 млн в этом году

Потери грозят всем перевозчикам. Например, группе Lufthansa в 2012 г. придется заплатить порядка $300 млн, знает ее сотрудник. Представитель «Аэрофлота» оценивает потери в $40 млн в 2012 г., это может привести к росту цен – на 5–6 евро за билет. Но к 2025 г. с учетом роста группы ежегодные потери увеличатся до $800 млн. Пантелеев уверен, что конфликт может привести к двусторонним санкциям со стороны ЕС и России – вплоть до закрытия воздушного пространства. В Минтрансе надеются на компромиссное решение, говорит его представитель.

Минтрансу и Еврокомиссии на встрече 26 января так и не удалось прийти к компромиссу по вопросу ETS. В пресс-релизе министерство называет систему односторонней и требует наложить на нее мораторий. ЕС готов к компромиссу, но только после принятия глобальной системы на уровне Международной организации гражданской авиации (ICAO). Это произойдет не ранее конца 2012 г., знает Олег Пантелеев из «Авиапорта».

Директиву по ETS Евросоюз одобрил в марте 2011 г. Все авиакомпании, летающие в ЕС, должны платить за перерасходованные в 2012 г. квоты. Деньги должны быть внесены не позднее II квартала 2013 г. Перерасход будет считаться от среднего показателя выхлопов СО2 от самолетов за 2004–2006 гг. Его рекомендовано сократить на 3%. 85% квот на выбросы будут распределяться среди авиакомпаний бесплатно. Остальные – на аукционе, поясняется на сайте ЕС. С каждым годом бесплатные квоты будут сокращать на 3%. По данным сайта Ato.ru, в 2012 г. ЕС получит от программы около $1,5 млрд. США, Китай и Россия против нее и готовят законы, запрещающие своим авиакомпаниям платить по ETS. Но представитель Еврокомиссии напоминает, что законность резолюции уже подтвердил суд ЕС в конце 2011 г.: под ее действие подпадают все авиакомпании, в том числе и европейские.

Если даже ICAO введет свою систему квотирования, это не значит, что авиакомпании будут освобождены от выплат по ETS за 2012 г. «Закон обратной силы не имеет», – подчеркивает Виктор Снегирев из Debevoise & Plimpton.