Чего Белый дом ждет от нефтяников

Правительство решило не повторять прошлогодних ошибок: в предвыборный период цены на бензин должны быть стабильными не только в рознице, но и в опте
А.Рудаков/ РИА Новости

До конца марта нефтяные компании будут держать розничные цены на моторное топливо, у Минэнерго «есть принципиальная договоренность» об этом, говорил в январе министр энергетики Сергей Шматко. Но оказалось, что обсуждается возможность сдерживания и оптовых цен. Минэнерго, ФАС и Минэкономразвития должны проработать вопрос «о включении в договоры поставок нефтепродуктов» между нефтяными холдингами и независимыми операторами «предельного уровня надбавки к оптовой цене топлива» на НПЗ. Такое поручение дал министерствам вице-премьер Игорь Сечин (список поручений составлен 23 января, копия есть у «Ведомостей»).

Срок исполнения – конец февраля, говорят сотрудники двух министерств. Формулировка поручения не очень понятна, отмечают они, но главная цель (которая обсуждалась на совещаниях у Сечина) – не допустить повторения прошлогодней ситуации на рынке. В феврале 2011 г. премьер Владимир Путин публично потребовал от нефтяников переписать ценники на АЗС: «Конечный потребитель должен почувствовать снижение цен на топливо на своем кармане, и чтобы это было видно на заправках». Нефтяные холдинги так и сделали. Но оптовые цены на моторное топливо снизились не так значительно. И в апреле несколько регионов России столкнулось с дефицитом: независимые АЗС либо не снижали цены, либо придерживали бензин, в итоге заправки вертикально-интегрированных компаний не справлялись с очередями.

На самом деле непонятно, о какой «надбавке» говорится в поручении, рассуждает сотрудник одного из независимых операторов. Ведь «независимые» чаще всего покупают нефтепродукты прямо на НПЗ, по отпускным ценам заводов. То есть нужно решать вопрос именно с отпускными ценами, добавляет собеседник: либо их нужно снизить, либо отпустить цены в рознице, что сейчас вряд ли возможно. Может, речь идет о надбавке самих операторов АЗС, но тогда поручение совсем непонятно, рассуждает он.

У независимых операторов уже есть проблемы. В ряде регионов (например, в Кемерове, Новосибирской области, на Сахалине и Алтае) нефтяные холдинги держат на своих АЗС цены, не обеспечивающие необходимую рентабельность, отмечает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. И делается это «в угоду сиюминутным политическим играм, в том числе предвыборным», добавляет он. Но если холдинги могут компенсировать потери за счет других сегментов бизнеса, то независимые операторы – нет.

Представители крупнейших нефтяных холдингов комментировать поручение не стали. «Наша компания всегда исходит из принципа справедливого ценообразования с минимальной надбавкой», – лишь отметил представитель «Роснефти».

Придется ли нефтяникам снижать оптовые цены, пока не ясно. Но если придется (дабы вернуть розничному звену традиционные 15% рентабельности), то потери всех холдингов могут составить порядка $900 млн за три месяца, подсчитал аналитик Номос-банка Денис Борисов. А если добавить еще два наказа правительства – заморозку розничных цен и скидки аграриям (см. врез), то общие потери могут достичь $2,6 млрд, добавляет эксперт.

Впрочем, обсуждаются и компенсации. Так, Сечин поручил «проработать механизм» снижения экспортной пошлины на летнее дизтопливо и мазут. Еще один наказ – проанализировать «обоснованность» затрат на перевозку нефтяных грузов по железной дороге, «имея в виду необходимость их снижения». Провести этот анализ должны Минтранс, ФСТ и ФАС (совместно с РЖД).

Железнодорожные тарифы – серьезная статья расходов, отмечает представитель «Роснефти», и, если они снизятся, «будут соответственно снижены» и цены на нефтепродукты, а все меры правительства будут способствовать стабилизации на рынке.

Но с тарифами может получиться так же, как с пошлинами: компенсация нефтяникам будет фактически идти из бюджета, отмечает сотрудник одного из ведомств: у РЖД нет ресурса, чтобы самой компенсировать скидки, и, если они будут, придется выделять из бюджета деньги для железнодорожной монополии.

Пока официальных позиций министерств и ведомств нет. Работа над поручением ведется, объясняют представители Минэкономразвития, ФАС, ФСТ и РЖД. Их коллеги из Минэнерго от комментариев отказались, в Минтрансе запрос «Ведомостей» оставили без ответа.