На выборы пришло наименьшее за всю эпоху Владимира Путина число избирателей

Выбирать нового президента пришло наименьшее число россиян с момента прихода к власти Владимира Путина. Стереотип, что голосование предопределено, не смогли преодолеть ни власти, ни оппозиция, считают эксперты

Явка на 18.00 по стране 4 марта составила 57%. Это значительно меньше, чем итоговая явка на всех предыдущих президентских кампаниях в новом веке (2000 г. – 68,7%; 2004 г. – 64,4%; 2008 г. – 69,8%), и немного выше электоральной активности на выборах в Госдуму – 52%.

К 10.00 явка составила 6,6% – на 2,3% меньше, чем в это же время четыре года назад. Прибавила Чукотка (27%, больше на 2%). Как и четыре года назад, организованно выступили Чечня, ЯНАО, Чувашия, Якутия, Северная Осетия, Удмуртия, Ингушетия, Ивановская, Ульяновская, Самарская и Ярославская области. В два раза менее активно голосовали республики Алтай, Башкирия, Кабардино-Балкария, Краснодарский и Ставропольский край, Астраханская, Вологодская, Липецкая и Омская области.

На 15.00 разрыв в сравнении с 2008 г. увеличился до 4% – явка составила 47,9%. На многих территориях ситуация выровнялась, но в девяти регионах, в основном дальневосточных и центральных, показатели активности избирателей не дотягивали до уровня прошлых выборов даже на 14.00. Самое большое падение явки наблюдалось в Хабаровском крае (-10%), Воронежской (-10%), Липецкой (-16%), Омской (-20%) областях .

Лишь восьми регионам удалось сохранить явку на уровне 2008 г., а превысить ее – трем: Чечне (+5% на 18.00), Туве (+7%) и Северной Осетии (+4%).

В самых протестно настроенных городах, Москве и Петербурге, активность в первой половине дня была в два раза ниже, чем в среднем по стране, хотя в сравнении с предыдущими выборами отставание составляло несколько процентов.

Люди все равно считают, что результат голосования заранее определен в Кремле и полностью подконтрольные власти избиркомы нарисуют нужный власти результат, а столичные митинги против фальсификаций на выборах вдохновили население не участвовать в этом спектакле, считает политолог Михаил Тульский. У оппозиции не было единой мобилизационной стратегии, а сама кампания была скучной и даже присутствие нового лица – Михаила Прохорова не смогло создать ощущение альтернативы, согласен с коллегой Михаил Виноградов.

На президентских выборах было гораздо меньше рекламы, а также развлечений и подарков, чем на декабрьских думских. В декабре, например, раздавали флайеры со скидкой 50% для входа в популярные клубы на дискотеку, билеты лотерей, где разыгрывались квартиры и машины, на участках организовывали концерты.

На этот раз приманки были скромнее: например, в подмосковном городе Железнодорожном на участках бесплатно угощали кофе и чаем, а в Москве можно было оформить льготную подписку на «Московский комсомолец».