Правительство требует от топ-менеджеров раскрыть доходы

Правительство не получило необходимой информации о доходах руководства и бенефициарах контрагентов госкомпаний, но сдаваться не намерено. Минэкономразвития подготовило директивы для директоров, чтобы заставить компании раскрыться, а затем это требование станет законом
Е.Буканова

На руководителей госкомпаний правительство, как основной акционер, возложит ответственность и за корректировку закупочной деятельности компаний и их «дочек». В уже заключенные договоры нужно будет внести требования о раскрытии контрагентом конечных бенефициаров, а в закупочную документацию – о раскрытии аналогичной информации по новым контрактам. Последнее уже сделали «Интер РАО», «Росатом» и «Русгидро», говорили их представители. Отказ поделиться указанной информацией в первом случае должен быть основанием для разрыва соглашений, во втором – основанием для незаключения новых.

Первый вице-премьер Виктор Зубков отправил президенту Дмитрию Медведеву письмо (копия есть у «Ведомостей»), в котором рассказал о предварительных итогах раскрытия госкомпаниями информации о бенефициарах контрагентов, а также о доходах своих топ-менеджеров и их родственников. Это поручил в декабре премьер Владимир Путин. В январе к борьбе с аффилированностью госкомпаний и их контрагентов подключился Медведев, поручив правительству к 1 апреля обеспечить предоставление госкомпаниями указанной информации и принять меры, не допускающие конфликта интересов в будущем.

Не все предоставили данные в полном объеме и в установленные сроки, пишет Зубков. Об этом докладывал Путину 5 марта вице-премьер Игорь Сечин. Около трети компаний предоставили не полную информацию, уточнил «Ведомостям» федеральный чиновник. Сотрудники профильных министерств – Минэнерго, Минтранса и Минфина – штрафников не назвали. Это прежде всего энергетические компании, знает сотрудник аппарата правительства, но на документах гриф «для служебного пользования».

Ведомствам даны поручения принять «исчерпывающие меры» для исправления ситуации и привлечь к ответственности должностных лиц, пишет президенту Зубков, но подробностей не раскрывает.

Минэкономразвития к 15 апреля разработает поправки в законодательство, которые обяжут госкомпании отчитываться о доходах топ-менеджеров и их родственников и не допускать конфликта интересов в их деятельности, сказано в письме. Пока же ведомство подготовило директивы для советов директоров госкомпаний, предусматривающие изменения в трудовых договорах и внутренней документации госкомпаний, сообщает Зубков: это позволит уже сейчас получить от компаний всю необходимую информацию и исключить конфликт интересов до принятия поправок в законы, следует из письма.

«Ведомостям» удалось ознакомиться с содержанием директив. В контракты с руководителями госкомпаний будут внесены изменения, обязывающие их раскрывать свои доходы, а также доходы супругов, детей, родителей, братьев и сестер. Информацию они будут предоставлять в профильное ведомство, налоговую службу и Росфинмониторинг, а правительству сообщать о возможном конфликте интересов.

Советы директоров поручат руководителям госкомпаний внести аналогичные изменения в контракты остальных топ-менеджеров (заместители руководителя, члены правлений, начальники структурных подразделений), а также своих советников и помощников. Требования о раскрытии такой информации будут распространяться и на руководителей «дочек» и филиалов госкомпаний и их заместителей.

Как надо раскрывать бенефициаров, описано в январском поручении Сечина. Если контрагент – публичная компания мирового уровня, то достаточно перечислить владельцев более 5% акций. Для менее крупных компаний, также торгующихся на биржах или у которых более 50 акционеров, требуется указывать бенефициаров с более 5% акций и общее количество владельцев менее крупных пакетов. В остальных случаях нужно указывать всех бенефициаров, но бывают исключения (см. врез).

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков не знает о существовании директив. Они пока не подписаны, знает федеральный чиновник имущественного блока: «Цель директив – показать госкомпаниям, что кампания против аффилированности – не разовая акция, правительство будет постоянно следить за этим».

Это должно помочь правительству собрать всю необходимую информацию, надеется сотрудник аппарата Белого дома. С исполнением директив проблем быть не должно – в советах директоров крупнейших госкомпаний у государства большинство, напоминает он: «Если декабрьское поручение компании исполняют неохотно, то теперь с точки зрения корпоративных процедур все будет чисто – акционер через своих представителей в совете дает тебе конкретные поручения – и будь добр, исполняй».

Поправки в законодательство нужны – это облегчит предоставление информации, говорит представитель «Транснефти»: «Но мы и правительственное поручение выполнили полностью и в срок». «Хорошо, что все правила по предоставлению информации будут прописаны в законах, – будет понятно, что мы должны раскрыть и в какой форме», – добавляет сотрудник другой госкомпании. Согласен он и с тем, что в контрактах топ-менеджеров будет прописана обязанность раскрывать требуемую информацию: «Нет проблем – если нужно предоставлять информацию, мы будем это делать».

Запущенная правительством кампания закончится, скорее всего, парой показательных отставок крупных топ-менеджеров, считает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов: «Нужно расчищать [места] для крупных чиновников, которым не найдется места в новой власти». Однако положительный эффект тоже будет: госкомпании уже начали развивать системы внутреннего аудита для пресечения сделок с аффилированностью, отмечает он: «В «Росатоме» она уже есть, а энергетики только начинают создавать».