Прокуратура не нашла судебных ошибок в деле ЮКОСа

Приговоры по второму делу ЮКОСа и еще 30 резонансным делам были вынесены обоснованно, доложила Генпрокуратура по итогам проверки. Нарушения выявлены только в деле Таисии Осиповой, но оно было направлено на пересмотр еще до проверки

Генпрокуратура не нашла нарушений при вынесении обвинительных приговоров по 32 резонансным делам, проверить обоснованность которых ей поручил Дмитрий Медведев по итогам встречи с лидерами незарегистрированных партий в феврале 2012 г. У ведомства Юрия Чайки нет претензий по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, которые в конце 2010 г. были осуждены на 14 лет колонии за хищение 200 млн т нефти и отмывание доходов, делу Сергея Мохнаткина, отбывающего 2,5 года за избиение полицейского во время митинга на Триумфальной площади 31 декабря 2009 г., делам активистов «Другой России» Игоря Березюка, Руслана Хубаева и Кирилла Унчука, осужденных на 3–5 лет за участие в беспорядках на Манежной площади 11 декабря 2010 г.

Единственное исключение – дело Таисии Осиповой из Смоленска, которую суд приговорил 29 декабря 2011 г. к 10 годам колонии за торговлю героином. В ее деле обнаружены «некоторые процессуальные нарушения», цитирует «Интерфакс» источник, знакомый с материалами проверки. Генпрокуратура отказалась предоставить их «Ведомостям».

Приговор по делу Осиповой был отменен еще до начала проверки Генпрокуратуры – в феврале 2012 г. смоленским облсудом, напоминает адвокат Осиповой Наталья Шапошникова. Ее также не ознакомили с результатами проверки. Нарушений в деле было действительно много: на видеозаписи обыска видно, что не все оперативники находились в поле зрения камеры, а значит, могли подбросить наркотики, не все записанные в свидетели в действительности присутствовали при обыске, не были сделаны смывы с рук Осиповой, перечисляет Шапошникова.

Первое заседание нового состава суда по существу дела Осиповой состоится 19 апреля. Адвокат не берется оценить перспективы подзащитной, отмечая, что УПК оставляет возможность даже и для условного наказания с учетом наличия у Осиповой ребенка и тяжелого заболевания – у нее сахарный диабет.

Второго апреля Медведев сообщил, что не будет миловать без прошения о помиловании. Так он ответил на юридическую экспертизу возможности помилования без личного обращения осужденного, ее подготовил президентский совет по правам человека.

Осипова категорически отказывается просить президента о помиловании, она считает себя невиновной, говорит ее муж, член исполкома «Другой России» Сергей Фомченков. По его мнению, именно он, а не его жена был главной целью смоленского центра «Э», сотрудники которого проводили обыск. Ходорковский и Лебедев также отрицают возможность обращения к президенту.