Статья опубликована в № 3075 от 05.04.2012 под заголовком: Решение с колес

Путин пересадит подчиненных на отечественные машины

Вся закупаемая на бюджетные деньги автомобильная техника должна быть из России, Белоруссии и Казахстана, распорядился премьер Владимир Путин. Чиновникам придется отказаться от новых Audi и Mercedes, перейдя на BMW российской сборки. Но для высших лиц государства будет сделано исключение
С. Гунеев / РИА НОВОСТИ

Приятная новость для всех производителей – и для тех, которые работают со 100%-ным российским капиталом, и для наших иностранных партнеров», – заинтриговал участников правительственного совещания в Тольятти Путин: «Считаю, что все органы государственной и муниципальной власти, заказчики и предприятия, финансируемые из федерального бюджета, должны уже в самое ближайшее время покупать только автомобильную технику, производимую на территории России и Единого экономического пространства (Белоруссия и Казахстан. – «Ведомости»)». Это не противоречит принципам ВТО, госзакупки могут регулироваться нашими внутренними правилами, подчеркнул премьер.

Ежегодно на автомобильную технику тратится более 100 млрд руб. государственных средств, говорит сотрудник аппарата правительства. Получить более детальную статистику в Минпроме и Минэкономразвития «Ведомостям» вчера не удалось – эти данные только готовятся. В 2007–2009 гг. государство и контролируемые им компании поддержали продажи дорогих (ценой свыше 2 млн руб.) моделей Toyota, Lexus, BMW, Audi и Mercedes более чем на 4,5 млрд руб., свидетельствуют данные, опубликованные осенью депутатом Геннадием Гудковым (фракция «Справедливой России»).

Неоправданно большие траты бюджетных организаций на представительские автомобили привлекли внимание не только общественности и оппозиционных политиков, но и чиновников. Еще весной прошлого года Федеральная антимонопольная служба предлагала правительству ограничивать запросы госзаказчиков по предельной стоимости авто или стране происхождения. Осенью аналогичные законопроекты подготовили депутаты из фракций «Справедливой России» и КПРФ (последние требовали установить ценовую планку в 1 млн руб.). Но правительство, в частности Минэкономразвития, и думская фракция «Единая Россия» те проекты не поддержали. Министерство подготовило свое предложение на этот счет – цену не ограничивать, но оставить госзаказчикам возможность приобретать автомобили только российской сборки, рассказывал «Ведомостям» в середине марта замминистра экономического развития Михаил Осеевский. Исключение будет сделано лишь для высшего руководства страны и других госслужащих, находящихся под федеральной охраной, уточнил он. Наш автопром пока не производит машины, соответствующие требованиям безопасности первых лиц страны, поэтому в законе, конечно же, будут исключения, подтвердил «Ведомостям» пресс-секретарь правительства Дмитрий Песков. Представители Минэкономразвития и Минпромторга говорят, что ведомство начало работу над соответствующими поправками в закон «О госзакупках».

В России собираются некоторые модели представительского класса BMW, бизнес-класса BMW, Nissan, Volkswagen и Toyota, но нет сборки Audi, Mercedes и Lexus.

«Решения правительства не комментируем» – так ответил на вопрос «Ведомостей» представитель Mercedes-Benz. А вот представитель российского офиса BMW не скрывал оптимизма: «Мы производим широкий модельный ряд в Калининграде, от BMW 3-й серии до седанов 7-й серии, можно заказать хоть BMW X6 российской сборки». Одним из крупнейших клиентов по закупкам 7-й серии является гараж администрации президента, добавил он. «Мощностей в России более чем достаточно, так что это очень правильная мера для защиты отечественного рынка», – отмечает вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева.

Не легковая автотехника уже практически вся выпускается в России и производителей достаточно, говорит руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев. Это, например, «Камаз» (включая СП c Daimler), ГАЗ, калужский завод Volvo Trucks и Renault Trucks. Точной статистики по госзакупкам нет, отмечает Бончев, но российских мощностей хватит на то, чтобы заместить импорт. Регламентирование участия в госзакупках – один из немногих рычагов поддержки отечественных автопроизводителей, оставшийся у правительства, говорит директор по оперативному маркетингу и развитию «Рено тракс восток» Алексей Шарапанюк.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать