Таджикистан поссорился с Узбекистаном


В понедельник Таджикистан обвинил соседний Узбекистан в ведении необъявленной и перманентной экономической блокады с целью дестабилизации социально-политической обстановки в республике. Ташкент в качестве ответной меры во вторник впервые с 2009 г., по информации агентства «Фергана», провел заседание Совета национальной безопасности под председательством президента Ислама Каримова, основной повесткой которого были отношения с Душанбе. Вчера все претензии отверг премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиёев – в опубликованном письме таджикскому коллеге Акилу Акилову.

Претензии Душанбе были сформулированы в заявлении «О сложившейся ситуации в отношениях между Таджикистаном и Узбекистаном», опубликованном в понедельник на сайте посольства в России (во вторник документ с сайта исчез). Письмо было написано для внутреннего пользования дипломатами и другими официальными лицами, чтобы напомнить обо всех проблемах, существующих в двусторонних отношениях, но просочилось в печать, рассказал таджикский дипломат. Присутствие обоих государств в ОДКБ или ШОС решению наболевших проблем не помогает, сетует он.

В заявлении говорится, что Узбекистан систематически (с 2010 г.) ведет транспортную блокаду южных и центральных регионов Таджикистана, преднамеренно задерживая вагоны на своей территории и оставляя жителей без жизненно необходимых товаров и ГСМ; не только не чинит, но и продолжает разборку железнодорожных путей ветки Галаба – Амузанг, по которой доставляются грузы в две южные области с населением 3 млн человек; объявил о прекращении с 1 апреля поставок газа по подписанному в январе этого года контракту, «ссылаясь на надуманную причину об увеличении своих поставок в Российскую Федерацию и Китайскую Народную Республику» (цитата по «Азия Плюс»); продолжает запрещать транзит туркменской электроэнергии по своей территории в Таджикистан.

Целью узбекских властей является инспирация на этой почве очагов социального напряжения и роста недовольства населения страны в отношении руководства Таджикистана, говорится в заявлении. Напомнил Душанбе о блокировании достройки Рогунской ГЭС, о неделимитации границы и ее неразминировании, что уже привело к гибели 100 мирных граждан, и о закрытии 14 из 16 пограничных пунктов пропуска, а также об одностороннем повышении сбора для транзитных пассажирских поездов (в 2012 г. рост составил 60%).

Позиция правительства Узбекистана является абсолютно обоснованной, какие-либо претензии таджикской стороны не имеют под собой никаких оснований, процитировало вчера узбекское агентство «Жахон» письмо премьера Мирзиёева. Оно написано в ответ на мартовское послание таджикского премьера, но касается многих перечисленных в таджикском заявлении пунктов. В частности, премьер пишет, что Узбекистан не нарушает бесперебойный транзит таджикских грузов, а рост железнодорожных тарифов был ответом на действия Таджикистана, который «за короткое время в разы увеличил тарифы, а именно: в 2011 г. – в 3 раза, в 2012 г. – на 40%». Минирование территории проводилось только со стороны Узбекистана, напомнил премьер.

Резкое заявление Душанбе обусловлено зависимостью страны от Узбекистана, через который идут поставки газа и грузов для труднодоступных южных областей, и отсутствием у Таджикистана рычагов для изменения ситуации, объясняет эксперт Центра политической конъюнктуры Евгения Войко.

Обмен заявлениями – еще одно свидетельство эскалации давнего конфликта, который идет по нарастающей: прекращение поставок газа и разбор железнодорожного полотна - не просто недружественные действия, а уже меры силового давления, отмечает ведущий эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. Причина конфликта кроется в разногласиях государств по поводу водных проблем региона – Таджикистан намерен реализовать рогунский проект, а Узбекистан вполне обоснованно усматривает в этом возможность получения Таджикистаном рычага политического давления, в СМИ приводились высказывания президента Эмомали Рахмона на этот счет, напоминает Куртов.

В военном, экономическом и демографическом отношении Таджикистан проигрывает Узбекистану, поэтому ему остается рассчитывать только на дипломатические усилия, говорит Куртов. По его мнению, заявление Таджикистана – попытка дипломатического давления на международное сообщество и попытка привлечь Россию, при том что та не высказывает однозначно симпатии к какой-либо из сторон. После скандала с российскими летчиками заручиться поддержкой Москвы будет трудно, возможным союзником может стать Иран, считает Войко.