Как снять экономику с сырьевой иглы

Даже небольшой дефицит для России рискован, предупредил избранный президент Владимир Путин. Формировать инновационную экономику придется при бездефицитном бюджете
А.Коротаев/ ИТАР-ТАСС

России надо твердо придерживаться курса на снижение дефицита бюджета до нуля к 2015 г., повторил Путин на коллегии Минфина. Он поблагодарил бывшего министра финансов Алексея Кудрина за профессионализм и дал понять, что принципы бюджетной политики не изменятся: макроэкономическая стабильность жизненно важна.

Даже с небольшим дефицитом бюджета Путин не согласен: «Учитывая нашу зависимость от мировой конъюнктуры, это риск, и мы должны его минимизировать». Лучше бы обойтись и без роста госдолга с 10 до 15% ВВП за три года, считает он, но раз так планирует Минфин, то как минимум не превысить планку. Пора определить и размер ненефтегазового дефицита, предложил Путин.

Министр финансов Антон Силуанов напомнил о расхождениях: Минфин настаивает, что рассчитывать бюджет нужно исходя из цены нефти, средней за последние 10 лет, а Минэкономразвития – за последние три года. В 2015 г. средняя трехлетняя цена – $99 за баррель, десятилетняя – $82, снижение цены на каждые $10 – это минус 600 млрд руб., что сопоставимо с расходами на образование. При правилах Минфина можно планировать дефицит в 1% ВВП, считает Силуанов, а ненефтегазовый дефицит – снизить до 8%; сверхдоходы направлять в резервный фонд до достижения им величины в 7% ВВП, остальное – поровну в фонд национального благосостояния и на инфраструктурные проекты.

Путин в ответ предположил, что Минэкономразвития против такой логики возражать не будет, но по поводу планки захочет подискутировать.

В последние два года Минфин и Минэкономразвития проводили совместные коллегии, на сей раз дискуссия о том, больше тратить на развитие или копить на черный день, пройдет раздельно, с разницей в неделю. Кроме того, на следующей неделе правительство рассмотрит прогноз социально-экономического развития до 2030 г., где Минэкономразвития предлагает выбрать между сырьевой и инновационной экономикой. Первый вариант предполагает бездефицитный бюджет с 2015 г., но более низкие темпы роста, сокращение госпрограммы вооружений и перевод на эффективный контракт (предполагает обещанный Путиным существенный рост зарплат) половины бюджетников. Второй – хронический дефицит бюджета в 1,5–2% ВВП до 2030 г., но и снижение нефтяной зависимости вдвое.

Решения пока нет, знает сотрудник аппарата правительства: «Взяли попкорна и ждем».

Путин уже требовал, чтобы спорящие министры пришли к компромиссу.

«Бюджет должен использоваться как фактор развития – это очевидно. Но также очевидно, что бюджет должен быть сбалансированным» – так комментировал премьер спор Кудрина и министра экономразвития Эльвиры Набиуллиной на совместной коллегии в 2010 г. «Всегда надо смотреть на проблему в совокупности», – сказал Путин вчера, приведя пример: казна не пожадничала и дала денег на поддержку сельского хозяйства, что помогло снизить продовольственную инфляцию.

Минфин не снимает с себя ответственности и за задачу улучшения делового климата: из 10 позиций рейтинга Doing Business (в котором Россия, как требует Путин, должна подняться со 120-го на 20-е место) пять позиций в прямой компетенции Минфина, указал Силуанов. Остальные пять – в компетенции регионов и Минфин будет предоставлять гранты тем, кто добьется прогресса в упрощении жизни бизнеса, пообещал министр. Путин признал, что межбюджетные отношения должны стимулировать регионы заниматься развитием собственной экономики, а сейчас им выгоднее получать дотации.

Инновационный сценарий возможен без дефицита при более высоких темпах ВВП, частных инвестиций, т. е. при очень быстром улучшении инвестклимата и форсированных структурных реформах, включая пенсионную, говорит высокопоставленный чиновник Минэкономразвития.

Новая экономика невозможна без реформирования институтов, судов и органов надзора за бизнесом, уверен сотрудник аппарата правительства.

Прямой зависимости между дефицитом бюджета и инновациями быть не может, наоборот, дефицит может усугубить зависимость от цен на нефть, считает Александр Морозов из HSBC: «Прав тот, кто говорит, что нужно менять институциональную среду». Но и совсем без государства не обойтись, уверен он: прежде всего нужны инвестиции в инфраструктуру.

Ждать «лишних» нефтедоходов придется долго: резервный фонд может достичь 7% ВВП (сейчас – 3,2%) через три года при сбалансированном бюджете на уровне $100 за баррель, посчитал Евсей Гурвич из Экономической экспертной группы.