Статья опубликована в № 3088 от 24.04.2012 под заголовком: Импорт за два часа

Как ускорить прохождение таможни и улучшить инвестиционный климат

Сделан еще один шаг в движении России со 120-го на 20-е место в рейтинге Doing Business Всемирного банка. Речь идет об улучшениях на таможне
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Е.Нагорных PhotoXPress

«Дорожную карту» необходимых для таможни реформ подготовила очередная рабочая группа Агентства стратегических инициатив (АСИ) – ему премьер-министр Владимир Путин поручил готовить меры для улучшения инвестиционного климата. Предложения бизнеса и экспертов 3 мая рассмотрит наблюдательный совет АСИ.

Предлагается изменить саму модель российского таможенного администрирования. Расчет и уплата таможенных платежей, а также контроль таможенной стоимости и страны происхождения товара должны производиться после его выпуска с таможни. Поставщик должен предоставить банковскую гарантию, договор поручительства или денежный залог. После таможенного выпуска платежи должны быть рассчитаны и внесены за 14 дней.

Сейчас груз удерживается на таможне, покуда не будут собраны все документы, рассчитаны и внесены необходимые платежи, замечает советник DLA Piper Марина Лякишева: эта модель разработана в начале 1990-х и безнадежно устарела. Не помогает и электронное декларирование, сетует она: «Электронная декларация летит, а груз стоит».

По оценкам Всемирного банка, чтобы товар пересек границу России, требуется 36 дней, до 10 документов, а стоимость ввоза стандартного контейнера – $1800: 160-е место из 183 по показателю «Трансграничная торговля» в рейтинге Doing Business. Цель – к 2020 г. подняться на 19-е место. Количество документов должно уменьшиться до четырех, срок – до семи дней, затраты – упасть вдвое; время таможенного контроля сократится до двух часов с момента предоставления товара или документов, обещает «дорожная карта».

Новый порядок на руку и государству, считает вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло: будет проще пресекать коррупцию, вырастет собираемость таможенных платежей. Обязательные гарантии помогут бороться с однодневками, замечает Лякишева: ни один банк из реестра Федеральной таможенной службы (ФТС) не выдаст такой фирме гарантию, и ей придется вносить денежный залог.

ФТС к предложенным изменениям относится без энтузиазма, рассказывает один из членов рабочей группы: «Таможенники готовы лишь на небольшие изменения». Если установить срок в 14 дней для контроля груза и внесения платежей, принципиально ничего не изменится, объяснял замдиректора ФТС Руслан Давыдов на конференции «Ведомостей»: нужно наладить межведомственное взаимодействие, одними платежами проблему не решить, из-за их отсрочки возрастают риски для самой ФТС, а она отвечает за доходы бюджета.

Покончить с однодневками с помощью гарантий не удастся, считает Давыдов: банки бывают не очень щепетильны. Позиция ФТС еще не сформирована, резюмировал он.

«Времени на раскачку нет», – предупредил чиновников первый вице-премьер Игорь Шувалов: привлечение капитала сейчас важнее, чем риски, законодательная база должна быть принята и сформирована до конца года.

Нынешняя модель приводит к замораживанию огромных средств, таможня вынуждена содержать огромные склады и обслуживающий персонал, вздыхает гендиректор Auto-Dealer.ru Олег Дацкив, а новая схема оптимизирует расходы и автопроизводителей, и таможни и упростит таможенный процесс. Таможенные платежи составляют около 30% стоимости автомобилей, знает Дацкив, если они не будут простаивать на таможне, производители смогут эффективно планировать платежи.

Любое снижение длительности таможенных процедур – помощь бизнесу, говорит предправления Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, но особенно важны предложенные меры для импортеров охлажденного мяса: сроки реализации товара вырастут, а риск его порчи существенно снизится.

Когда речь идет о продуктах питания, время растаможивания критично, замечает представитель «Дикси» Лаврентий Губин: «Товар просто может стухнуть». «У нас и так выстроенные механизмы прохождения таможни, но любое упрощение приветствуется», – замечает он: если у представителя таможни не будет возможности задержать товар, это сильно облегчит жизнь импортеров.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more