Как ускорить прохождение таможни и улучшить инвестиционный климат

Сделан еще один шаг в движении России со 120-го на 20-е место в рейтинге Doing Business Всемирного банка. Речь идет об улучшениях на таможне
Е.Нагорных PhotoXPress

«Дорожную карту» необходимых для таможни реформ подготовила очередная рабочая группа Агентства стратегических инициатив (АСИ) – ему премьер-министр Владимир Путин поручил готовить меры для улучшения инвестиционного климата. Предложения бизнеса и экспертов 3 мая рассмотрит наблюдательный совет АСИ.

Предлагается изменить саму модель российского таможенного администрирования. Расчет и уплата таможенных платежей, а также контроль таможенной стоимости и страны происхождения товара должны производиться после его выпуска с таможни. Поставщик должен предоставить банковскую гарантию, договор поручительства или денежный залог. После таможенного выпуска платежи должны быть рассчитаны и внесены за 14 дней.

Сейчас груз удерживается на таможне, покуда не будут собраны все документы, рассчитаны и внесены необходимые платежи, замечает советник DLA Piper Марина Лякишева: эта модель разработана в начале 1990-х и безнадежно устарела. Не помогает и электронное декларирование, сетует она: «Электронная декларация летит, а груз стоит».

По оценкам Всемирного банка, чтобы товар пересек границу России, требуется 36 дней, до 10 документов, а стоимость ввоза стандартного контейнера – $1800: 160-е место из 183 по показателю «Трансграничная торговля» в рейтинге Doing Business. Цель – к 2020 г. подняться на 19-е место. Количество документов должно уменьшиться до четырех, срок – до семи дней, затраты – упасть вдвое; время таможенного контроля сократится до двух часов с момента предоставления товара или документов, обещает «дорожная карта».

Новый порядок на руку и государству, считает вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло: будет проще пресекать коррупцию, вырастет собираемость таможенных платежей. Обязательные гарантии помогут бороться с однодневками, замечает Лякишева: ни один банк из реестра Федеральной таможенной службы (ФТС) не выдаст такой фирме гарантию, и ей придется вносить денежный залог.

ФТС к предложенным изменениям относится без энтузиазма, рассказывает один из членов рабочей группы: «Таможенники готовы лишь на небольшие изменения». Если установить срок в 14 дней для контроля груза и внесения платежей, принципиально ничего не изменится, объяснял замдиректора ФТС Руслан Давыдов на конференции «Ведомостей»: нужно наладить межведомственное взаимодействие, одними платежами проблему не решить, из-за их отсрочки возрастают риски для самой ФТС, а она отвечает за доходы бюджета.

Покончить с однодневками с помощью гарантий не удастся, считает Давыдов: банки бывают не очень щепетильны. Позиция ФТС еще не сформирована, резюмировал он.

«Времени на раскачку нет», – предупредил чиновников первый вице-премьер Игорь Шувалов: привлечение капитала сейчас важнее, чем риски, законодательная база должна быть принята и сформирована до конца года.

Нынешняя модель приводит к замораживанию огромных средств, таможня вынуждена содержать огромные склады и обслуживающий персонал, вздыхает гендиректор Auto-Dealer.ru Олег Дацкив, а новая схема оптимизирует расходы и автопроизводителей, и таможни и упростит таможенный процесс. Таможенные платежи составляют около 30% стоимости автомобилей, знает Дацкив, если они не будут простаивать на таможне, производители смогут эффективно планировать платежи.

Любое снижение длительности таможенных процедур – помощь бизнесу, говорит предправления Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, но особенно важны предложенные меры для импортеров охлажденного мяса: сроки реализации товара вырастут, а риск его порчи существенно снизится.

Когда речь идет о продуктах питания, время растаможивания критично, замечает представитель «Дикси» Лаврентий Губин: «Товар просто может стухнуть». «У нас и так выстроенные механизмы прохождения таможни, но любое упрощение приветствуется», – замечает он: если у представителя таможни не будет возможности задержать товар, это сильно облегчит жизнь импортеров.