Нефтедоллары текут в инфраструктуру

Страны Персидского залива вкладывают доходы от нефти в инфраструктуру и создание рабочих мест, вместо того чтобы инвестировать их за рубежом
D.Acker/ Bloomberg

Растущие цены на нефть в избытке обеспечили арабские страны деньгами, однако львиную долю нефтедолларов они тратят у себя на родине, предпочитая развивать инфраструктуру и создавать рабочие места, вместо того чтобы вкладывать их на мировом финансовом рынке.

Страны Персидского залива не скупятся на строительство новых жилых районов, больниц, реставрацию мечетей и тому подобные проекты, позволяющие обеспечить граждан работой (возможно, в надежде предотвратить распространение «арабской весны»). По оценке Института международных финансов, государственные ассигнования в странах Персидского залива в 2012 г. достигнут $488,6 млрд, что на 35% превышает показатели 2009 г.

Страны Персидского залива не отказались от инвестиций в зарубежные активы — их чистая стоимость только в этом году увеличится приблизительно на $300 млрд, однако на мировой рынок капитала поступает меньше нефтедолларов с Ближнего Востока, чем могло бы, поскольку приоритеты изменились. Новая модель госрасходов направила на «великие стройки» те средства, которые раньше откладывались на расширение производственной базы нефтяной отрасли или на оборонные нужды.

"Когда наступила «арабская весна", многие правительства обнаружили, что враги внутри страны, а не вовне", - сказал Мустафа Алани, ведущий советник женевского Центра изучения стран Персидского залива, специалист по безопасности в регионе.

Как отмечает Bank of America Merrill Lynch в опубликованном в прошлом году докладе, сразу же после «арабской весны» правительства стран Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт, обязались увеличить госрасходы на $157 млрд. Это соответствует приблизительно 13,4% совокупного ВВП стран региона в 2011 г. Чтобы не допустить социальных волнений, ближневосточные монархи решились на популистские меры, тратя нефтедоллары на повышение зарплат и выплату бонусов госслужащим, а также на жилищное строительство.

Цена нефтяной корзины ОПЕК за последние три года выросла в среднем на 93%. Начиная с 2009 г. чистые поступления от экспорта нефти входящих в ОПЕК стран почти удвоились и в 2011 г. достигли $1,03 трлн (без учета инфляции). По прогнозу Управления энергетической информации США (EIA), этот показатель в 2012 г. вырастет до $1,17 трлн, хотя в 2013 г. немного уменьшится.

Резкий рост государственных ассигнований - следствие наметившейся еще 10 лет назад тенденции к перестройке инфраструктуры. В ближайшие 15 лет страны Персидского залива намерены направить на капитальные инвестиции около $1,8 трлн, и под многие проекты средства уже выделены. "Арабская весна» запустила механизм на полную скорость: все страны без исключения увеличили бюджетные расходы», - отметила Рашель Зимба, экономист Roubini Global Economics.

Наиболее резко приоритеты сменила Саудовская Аравия, крупнейший в мире экспортер нефти: из всех стран региона у нее самое большое население. Чтобы не дать окрепнуть рискам для политической и социальной стабильности, король Абдулла в марте сообщил, что выделит около $70,9 млрд на строительство жилья и здравоохранение, а также установит минимальную заработную плату и выплатит бонусы госслужащим.

Разумеется, страны Персидского залива продолжают инвестировать нефтедоллары за рубежом (например, Катар совсем недавно договорился купить 5% акций ювелирного дома Tiffany), но теперь они ищут иной вид активов.

По данным исследовательской компании Dealogic, в период 2006-2009 гг. Соединенные Штаты входили в тройку стран, где больше всего инвестировали суверенные инвестиционные фонды Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта. Однако в 2010 и 2011 гг. США занимали уже седьмое место, а в число фаворитов выбились Австралия (главный поставщик сырьевых ресурсов Китаю) и Испания. Как указывает Dealogic, в 2012 г. явным лидером является Бразилия с ее быстро развивающейся экономикой.

"Большая часть инвестиций за рубежом идет в развивающиеся страны, особенно в Азию, хотя Латинская Америка также стала привлекать внимание инвесторов», – говорит Зимба. Так, подконтрольный эмирату Абу Даби девелопер в этом году инвестировал $2 млрд в бразильскую группу EBX.

Что касается вложений в национальные проекты, «арабская весна» ускорила диверсификацию экономики: в Саудовской Аравии и ОАЭ строятся алюминиевые заводы, в Абу Даби - аэрокосмические комплексы.

Инвестиционная компания Mubadala Development, принадлежащая правительству Абу Даби, владеет крупными пакетами акций в таких зарубежных компаниях, как General Electric и Advanced Micro Devices. Однако она стремится использовать эти вложения для создания рабочих мест у себя на родине.

Подразделение Mubadala, которое три года назад вложило средства в бывший бизнес AMD по производству полупроводников, планирует построить завод в Абу Даби и обучает граждан ОАЭ, как изготавливать микросхемы. «Молодым инженерам предоставлена прекрасная возможность заранее подготовиться к такому проекту», - сказал Ахмед Мади, 26-летний инженер из Абу Даби, проходящий подготовку на производстве полупроводников в Дрездене.

Горнорудная компания Ma'aden, основанная правительством Саудовской Аравии, в 2009 г. создала совместное предприятие с американским алюминиевым гигантом Alcoa по строительству в стране алюминиевого завода за $11 млрд.

В то же время увеличение госрасходов на социальные нужды перенапрягает бюджеты стран Персидского залива. Саудовская Аравия в 2011 г. потратила около $220 млрд, что превышает две трети поступлений от экспорта нефти. В 2008 г. госрасходы не достигали и половины этих поступлений.

Странам Персидского залива предстоит теперь сбалансировать госбюджет, а для этого им требуются высокие цены на нефть: при нынешнем объеме госрасходов Саудовскую Аравию устроят котировки на уровне $80 за баррель и выше, а ОАЭ – около $90, считает Джордж Абед, директор по Африке и Ближнему Востоку в Институте международных финансов. В 2003 г. сбалансированный бюджет получился при цене нефти около $30 за баррель. Аналитики МВФ в прошлом году рассчитали, что к 2016 г. Саудовская Аравия сможет сбалансировать бюджет, если нефть будет стоить $98 за баррель.

Перевод Анны Разинцевой