Медведев вступает в «Единую Россию»

Будущий единоросс и лидер этой партии Дмитрий Медведев предложил «Единой России» выбрать «консервативно-центристскую» платформу и избавляться от карьеристов. У партии тоже нашлись предложения: Медведеву передали список партийных кандидатов на посты в правительстве
Д.Гришкин/ Ведомости

Как стало известно «Ведомостям», еще накануне встречи с будущим лидером руководители фракции передали в администрацию президента список партийцев, рекомендованных в состав будущего правительства, возглавить которое должен Медведев. Об этом списке, подготовленном аппаратом фракции, «Ведомостям» раcсказали несколько единороссов. Среди кандидатов, которые обсуждались для рекомендации на правительственные посты, много заслуженных членов партии, чей статус при формировании новой Думы понизился. Это руководители внутрифракционных групп Отари Аршба (экс-председатель комитета по регламенту), зампред комитета по бюджету Евгений Федоров (экс-председатель комитета по экономполитике), Юрий Васильев (экс-председатель бюджетного комитета), Дмитрий Савельев (экс-президент «Транснефти») и депутаты прошлого созыва Михаил Гришанков (сейчас вице-президент Газпромбанка) и Александр Коган (советник министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной). В списке и многолетний председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников, который возглавлял приемные Медведева во время президентской кампании 2008 г.

Вчера в Горках на встрече с единороссами президент Медведев подтвердил, что возглавит эту партию и станет ее членом. Президент уже пытался помогать «Единой России» на прошлогодних парламентских выборах, он возглавлял список партии. Вчера Медведев напомнил будущим соратникам, что задача партии остается прежней – бороться за большинство в парламенте, и пообещал «Единой России» «блестящее будущее». Как оказалось, сами партийцы тоже думают о будущем. В частности, руководитель думской фракции «Единой России» Андрей Воробьев предложил Медведеву при формировании нового правительства обратить внимание на партийные кадры.

Кадровый резерв

Два назначения могут состояться уже в ближайшее время: Аршба может уйти из Думы в оборонно-промышленный комплекс, а карьера Юрия Васильева может продолжиться в Минфине, знает человек в руководстве «Единой России». Гришанков, бывший зампред комитета по безопасности, мог бы продолжить работу в силовом ведомстве, а Коган как бывший зампред бюджетного комитета может быть рекомендован в Минфин.

Среди новых лиц – куратор молодежной политики партии Денис Кравченко, депутат Надежда Школкина, землячка и соратница замглавы кремлевской администрации Вячеслава Володина Ольга Баталина. В Думе она получила пост зампреда комитета по местному самоуправлению, а в партии курирует работу с обращениями граждан.

Вероятно, кто-то из единороссов действительно попадет в правительство, но не потому, что так решила партия, а скорее наоборот: уже решив кого-то взять в исполнительную власть, чиновники подсказали единороссам упомянуть их в своем списке, считает политолог Михаил Виноградов. Так происходит и с кандидатами в губернаторы. В данном случае это имиджевый ход, чтобы опровергнуть распространенное мнение о падении влияния «Единой России», полагает эксперт.

Медведев переориентировался

Это мнение вчера пытался опровергнуть и сам Медведев. Разговоры о «закате» «Единой России» в связи со сменой лидера – ерунда, заявил он будущим соратникам по партии, потому что «люди приходят и уходят, а ценности остаются». Сам он видит «Единую Россию» как «центристскую консервативную силу», рассказывал президент накануне в интервью пяти телеканалам. Он отметил, что «весь мир, как правило, развивается между двумя флангами: с одной стороны – консервативные центристские силы, с другой стороны – социал-демократы», и посетовал, что в России социал-демократов пока нет.

Возможно, поэтому будущий лидер в разговоре с представителями «Единой России» говорил одновременно и о консервативных ценностях, и о курсе на социальное государство. При этом президент подчеркнуто дистанцировался от либеральной идеологии: «Могу сказать вам откровенно: я никогда по своим убеждениям не был либералом.

По своим убеждениям – да, я человек с консервативными ценностями». Можно проводить очень жесткий рыночный курс, программу приватизации, но это никак не противоречит идее социального государства, пояснил президент.

Между тем в интервью накануне он подчеркивал, что своим политическим кредо выбрал лозунг «Свобода лучше, чем несвобода» – лозунг либерала. В разных аудиториях в закрытых беседах он иногда подтверждал свои либеральные взгляды, а иногда называл себя консерватором. «Он либерал в экономике, но консерватор в политике», – пытается объяснить эти противоречия близкий к нему чиновник.

Идеологические искания были и у «Единой России». Замсекретаря президиума генсовета партии Юрий Шувалов, близкий соратник председателя высшего совета партии Бориса Грызлова, предлагал позиционировать ее как партию консерваторов, однако единороссы состояли в четырех идеологических клубах (социально-консервативный, гражданско-патриотический, либерально-консервативный и либеральный), а весной объявили, что будут формировать три идеологические платформы. Шувалов настаивал, что основной будет социально-консервативная, между тем как председатель конституционного комитета Госдумы Владимир Плигин заявлял, что партия должна быть более либеральной.

Ориентация на левый центр не будет для «Единой России» чем-то новым, полагает гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, и парламентскую, и президентскую кампании партия вела под левым флагом. В западной практике чаще встречаются сильные леволиберальные, нежели левоконсервативные партии. Но в России такая сила может существовать, если будет под патронатом власти. С учетом того, что почти вся парламентская оппозиция тоже левоцентристская, вся политическая конструкция оказывается «скособоченной», признает Федоров, но с правой платформой пока никто выступать не хочет, понимая, что электоральный потолок для правой партии – 12–15%.

Все эти идеологические споры интересны только узкому кругу экспертов, а не электорату, уверен Юрий Коргунюк из фонда «Индем». Идеологические отличия между ведущими партиями в европейских странах становятся все менее различимы, как правило, это эклектичные образования – так, россиянину трудно уяснить, чем отличаются социал-либералы кандидата в президенты Франции Франсуа Олланда от социал-консерваторов президента Николя Саркози. Сейчас побеждают не идеологии, а силы, которые адаптируются под конкретные нужды общества. А из «Единой России» вряд ли получится идеологическая сила, поскольку партия заточена под обслуживание нужд бюрократии – в этом смысле она неисправима, уверен Коргунюк.