Московские чиновники приехали на велопарад на машинах

Собкор «Ведомости. Пятница» наблюдала, как чиновники участвуют в городском велопараде Let's bike it!
В.Астапкович/ РИА Новости

В четвертом часу дня 20 мая возле бассейна «Лужники» не протолкнуться от самых разнообразных велосипедистов. Кто в полной экипировке, кто в одних шортах, кто с ребенком в велокресле, кто на самодельном позолоченном транспортном средстве. В толпе выделяется седой дядечка в отглаженной рубашке с большими наручными часами на кожаном ремне. Он уверенно идет сквозь толпу к белой палатке, где стоят свободные велосипеды. Мужчина представляется ребятам в палатке первым заместителем гендиректора «Мосгортранса» Борисом Ткачуком, приехавшим на мероприятие, как и положено деловому человеку, на автомобиле. И ребята, сверившись со списком спецгостей, выдают ему велосипед для участия в параде Let's bike it!.

Проект Let's bike it! проводит не первый пробег в поддержку развития велосипедной инфраструктуры в Москве, но в эти выходные в нем впервые участвуют представители московской власти и транспортных госпредприятий. По словам Алексея Митяева, обеспечивающего участие чиновников в автопробеге, на старте их оказалось не меньше 50 человек. «Их участие важно, - считает Митяев, - поскольку это их первый публичный шаг навстречу городским велосипедистам».

Сам Митяев попытался в этом году поучаствовать в тендере на составление схемы велодорожек в Москве. У него ничего не вышло, поскольку победить могли лишь обладатели лицензии на работу с гостайной, и все его жалобы на это требование ФАС отклонила. Благодаря интернету и СМИ историю Митяева узнали чиновники, и теперь молодой человек ходит на встречи с представителями власти, чтобы хоть как-то способствовать развитию велосипедной инфраструктуры. Например, он предлагает проводить общественные опросы, прежде чем прокладывать велодорожки, и участвовать в пробегах вместе с обычными горожанами.

Заметить чиновников и госслужащих в толпе велосипедистов несложно: кроме больших часов у них золотые цепочки на шеях и транспортные средства от организаторов пробега (они помечены рекламой веломагазина). Разве что гендиректор «Мосгортранса» Петр Иванов на своем велосипеде. Он в шлеме и велошортах, как заправский ездок, но обычно по городу не передвигается на двух колесах.

- Только когда в «Лужники» еду, - говорит он. - До работы доехать никак не решусь.

- А чего не хватает в городе, чтобы решимость появилась? - спрашиваю.

Иванов почему-то каменеет лицом и молчит, а потом настаивает на том, что ему просто нужно решиться один раз, и все. Хотя, рассуждая о развитии велодвижения, он легко рассказывает о необходимости организовать сеть велодорожек по всему городу и воспитать водителей, которые редко обращают внимание на таких хрупких участников движения.

На работу на велосипеде иногда ездит по субботам заместитель руководителя департамента транспорта Татьяна Малашенкова. «Ехать всего полчаса, - рассказывает она. - На внутренней стоянке департамента есть велопарковка. В моем кабинете висит деловой костюм. Все удобно». Однако недостаточно удобно, чтобы Малашенкова окончательно пересела на велосипед. По ее мнению, велосипед в городе, конечно, пока далеко не массовый вид транспорта: «Сейчас он для тех, кто ведет спортивный и здоровый образ жизни. Но город прикладывает усилия к тому, чтобы такой вид транспорта стал массовым. Москомархитекуры разрабатывает три пилотных веломаршрута, городские парки прокладывают велодорожки на своих территориях».

Руководитель департамента культуры Сергей Капков, который поддерживает развитие велодорожек в парках, тоже пришел на старт парада. «Это новая городская культура, как воркаут и паркур, - рассказывает Капков, прогуливаясь в голубом поло среди велосипедистов в футболках. Поддерживая их как чиновник, он не пытается прикинуться, будто является частью этой культуры: «Сам на велосипеде не езжу и в параде участвовать не буду. Сейчас я переоденусь в костюм и поеду открывать фестиваль с участием Спивакова».