Единороссы не согласились с правительством Медведева

Единороссы публично указали правительству Дмитрия Медведева, что законы принимают депутаты, а не чиновники. Фракция большинства блокирует принятие налоговых поправок, которые могут стоить сотни миллионов долларов крупнейшим российским компаниям
М.Стулов/ Ведомости

В пятницу после обсуждения поправок в Налоговый кодекс председатель комитета по бюджету единоросс Андрей Макаров публично указал представителю правительства Андрею Логинову на то, что законы должны приниматься парламентом, а не в кулуарах правительства.

Дискуссия разгорелась в начале пленарного заседания, когда член комитета по бюджету эсер Андрей Крутов попросил снять с рассмотрения законопроект, поскольку одобренные комитетом поправки ко второму чтению противоречат изначальному замыслу законопроекта, против них выступил Минфин, к тому же из-за них бюджет будет терять деньги. К просьбе Крутова присоединился Логинов, мотивировав это необходимостью доработки законопроекта. Но Макаров сказал, что снимать документ с рассмотрения нет никаких оснований, потому что еще вчера с правительством все было согласовано. А после заседания сделал заявление о роли парламента в государстве, которое иначе как политическим не назовешь (см. врез на стр. 02). Председатель Думы Сергей Нарышкин поддержал Макарова. В итоге законопроект из повестки не был исключен, но рассмотреть его депутаты не успели.

Поправки, из-за которых возник спор, должны поставить точку в тянущемся с января споре Минфина с российскими эмитентами евробондов. Изначально законопроект уточнял процедуру предоставления информации налоговикам, однако правительство решило внести поправки, меняющие порядок налогообложения купонных выплат по еврооблигациям. Облигации, как правило, размещаются через SPV-компании, деньги от продажи бумаг поступают на депозиты в российских банках, а доход по ним SPV распределяют между держателями облигаций. В ответе на запрос ФНС от 30 декабря замминистра финансов Сергей Шаталов разъяснил, что, раз SPV не являются конечными получателями доходов, значит, с платежей в их адрес можно взимать налог (на прибыль или на процентный доход). Компании посчитали, что чиновники нарушили сложившиеся правила игры, ведь в предыдущие несколько лет претензий не было, а Налоговый кодекс в этой части не меняли. Эксперты оценивали потенциальные налоговые претензии к бизнесу в $600 млн в год.

В феврале рабочая группа правительства при Минфине выработала решение: не брать налоги с купонных выплат до 2013 г., но затем освободить только те, которые не идут в офшоры.

Компании жаловались, что тогда необходимо будет наладить учет юрисдикций держателей бондов и все равно платить налог с части платежей.

И 18 мая комитет Макарова встал на сторону компаний: депутаты приняли свои, а не правительственные поправки, исключив «правило 2013 г.». По новой версии, не важно, резидент какой страны купил евробонды; главное, чтобы сама SPV была зарегистрирована в стране, с которой у России есть соглашение об избежании двойного налогообложения.

Макаров сказал «Ведомостям», что обсуждать законопроект комитет больше не будет, совещаний с правительством уже было множество и Дума всегда демонстрировала готовность к диалогу, но необходимо понять: закон принимает Госдума, а не замминистра финансов и все поправки можно обсудить на заседании, а не в кулуарах. Он напоминает, что в прошлом созыве выступал против закона о полиции и замены ЕСН страховыми взносами.

Рассмотрение документа затянется, полагает Крутов. Он считает, что Макаров позволяет себе критику, чтобы показать свою влиятельность в глазах бизнеса и правительства, однако в итоге Дума принимает то, что нужно Белому дому (по тем же страховым взносам).

Такое несогласие единороссов с правительством – случай единичный, такого не было в последние пять-шесть лет, говорит депутат-коммунист Госдумы всех шести созывов Сергей Решульский. По его мнению, фракция большинства стала энергичнее, особенно Макаров. В неформальных разговорах единороссы давно сетуют, что им надоело быть статистами в бюджетном процессе, возможно, они получили сигналы, что Дума может немного отыграть здесь свои позиции, полагает Решульский.