Кому скостят срок

Верховный суд предлагает расширить круг потенциальных участников сделки со следствием – за счет тех, кто лишь косвенно причастен к преступлению, о котором хочет рассказать

Предметом сделки со следствием может стать не только согласие обвиняемого изобличить соучастников, но и его готовность делиться информацией о других преступлениях, с которыми он косвенно связан. Такое разъяснение предлагает обсуждавшийся вчера проект постановления пленума Верховного суда (ВС) .

Как напомнила судья ВС Татьяна Хомицкая, институт досудебного соглашения (или, проще говоря, сделки со следствием) появился в российском процессе только в 2009 г. Такая сделка предусматривает смягчение наказания в обмен на признание вины и помощь следствию. По данным судебной статистики, в 2011 г. суды рассмотрели по результатам таких соглашений всего 2969 дел. Но вот вопросов появилось множество.

Например: можно ли заключать сделки с несколькими фигурантами одного и того же дела? По мнению ВС, никаких препятствий к этому нет, просто обвинение в каждом случае должно оценивать важность сообщаемых сведений.

Больше всего споров вызвал пункт, предлагающий разрешить заключение сделки с лицами, могущими сообщить ценную информацию о преступлениях, к которым имеют косвенное отношение, но сами в них не принимали участия. Распространенный случай – это дела наркоторговцев, отметила Хомицкая. Поскольку продажа и приобретение наркотиков – разные преступления, покупатель не может дать показания против продавца в расчете на сделку со следствием. Де-факто судебная практика уже пошла по пути расширенного толкования нормы, признается она. Это подтвердила судья Мособлсуда Ольга Пешкова: по ее словам, в прошлом году из 50 дел, в которых были заключены соглашения с обвиняемыми, 11 человек изобличили участников других преступлений. Такой подход, безусловно, отвечает интересам государства и общества, уверена она.

По словам сотрудника одного из подразделений угрозыска, расширенное толкование сделки со следствием позволит более эффективно раскрывать совершенные группировками преступления и значительно увеличит количество таких сделок.

Эта практика приведет к массовым оговорам и фальсификациям уголовных дел ради хорошей статистики, предупреждает адвокат Владимир Жеребенков. Раньше признательные показания выбивали, а теперь даже этого не потребуется – в обмен на сокращение срока кто угодно кого угодно оговорит. Институт сделки со следствием пока нормально не заработал, отмечает адвокат: по таким соглашениям масса злоупотреблений, люди отказываются от показаний и жалуются на несоблюдение условий сделки.